бобошко 

Зав. лабораторией слуха и речи – Бобошко Мария Юрьевна, д.м.н., профессор

 

 

 Контактная информация

Тел.: (812) 338 60 34

Лаборатория слуха и речи НИЦ с сурдологопедическим кабинетом располагаются в здании поликлиники (ул. Льва Толстого, д. 6-8, корп. №5), центральный вход, левая лестница, 3-й этаж.

Зав. сурдологопедическим кабинетом – к.м.н., Вихнина Софья Модестовна

e-mail: sofya.vikhnina@mail.ru

История

Лаборатория по восстановлению слуха и речи была организована в соответствии с Постановлением Государственного Комитета Совета Министров СССР по науке и технике в 1971 году, первоначально была самостоятельным структурным подразделением 1 ЛМИ, с 1991 года. входит в состав научно-исследовательского центра (директор НИЦ – проф. В.В. Томсон). В 1971-1991 гг. лабораторией заведовал профессор И.М. Белов, в 1991-2007 – профессор А.И. Лопотко, с 2007 – д.м.н., профессор М.Ю. Бобошко. Наряду с научной работой, сотрудниками лаборатории осуществляется клиническая и педагогическая деятельность.

 

Приоритетные направления деятельности:

  • разработка аудиологических методов диагностики, коррекции и средств лекарственной доставки при центральных слуховых расстройствах;

  • клинико-морфо-генетическое обоснование новых принципов профилактики детской доречевой и вторичной приобретенной сенсоневральной тугоухости и глухоты в России;

  • использование современных методов оценки слуховой функции, в том числе уникальных, разработанных в лаборатории, способов диагностики центральных слуховых расстройств, настройки слуховых аппаратов, программ слуховой тренировки при нарушениях разборчивости речи.

Клиническая работа

Научно-практической базой лаборатории является сурдологопедический кабинет, основной задачей которого является осуществление консультативной помощи взрослым лицам СПб с нарушениями слуха. Врачи сурдологи-оториноларингологии работают совместно с неврологом, сурдопедагогами, логопедами, физиологами, инженерами-акустиками. Основные направления: 

  • Аудиологическая диагностика при нарушениях слуха, ушных шумах с установлением степени, места и причины нарушения слуха, определением тактики лечения. Используются следующие методики: тональная пороговая и надпороговая аудиометрия в стандартном и расширенном диапазоне частот, речевая аудиометрия, импедансная аудиометрия, объективная и психоакустическая шумометрия, регистрация слуховых вызванных потенциалов и отоакустической эмиссии
  •  Консультации сурдологов-оториноларингологов, логопедов, специалистов по слухопротезированию
  •  Исследование слуха у детей любого возраста, начиная с рождения
  •  Сурдопедагогическая реабилитация, в том числе, после операции кохлеарной имплантации, сурдопедагогические занятия по адаптации к слуховому аппарату
  •  Занятия по коррекции речи с использованием компьютерных тренажеров
  •  Индивидуальный подбор и регулировка слухового аппарата, компьютерная настройка слухового аппарата
  •  Формирование речи у пациентов после экстирпации гортани, обучение пищеводной речи и использованию голосообразующих аппаратов

 

Педагогическая деятельность

В рамках последипломного образования в лаборатории регулярно проводятся курсы профессиональной переподготовки и тематического усовершенствования по специальности 040111.01 – «Сурдология-оториноларингология».

Ведущие сотрудники:

Бобошко Мария Юрьевна – зав. лабораторией слуха и речи, д.м.н., профессор, врач сурдолог-оториноларинголог высшей квалификационной категории, член Международной Академии оториноларингологии – Хирургии Головы и Шеи, вице-президент Российского общества аудиологов, член международного общества аудиологов ISA, член редколлегии журналов: “Folia otorhinolaryngologica”, Российская оториноларингология, Оториноларингология (Казахстан). Стаж работы по оториноларингологии – более 35 лет. Автор более 200 опубликованных научных трудов, в том числе 14 монографий. Сфера научных интересов: центральные слуховые расстройства, возрастная тугоухость, субъективный шум в ушах, патология слуховой трубы, вопросы слухопротезирования. В 2011 получила звание «Женщина года» в номинации «Наука» по Санкт-Петербургу.

Журавский Сергей Григорьевич – ведущий научный сотрудник лаборатории слуха и речи, д.м.н., врач сурдолог-оториноларинголог. Автор более 50 научных публикаций, в том числе 4-х монографий. Научные исследования в области клинической генетики доречевой глухоты неоднократно имели поддержку грантов Администрации Санкт-Петербурга, гранта Президента РФ. Сфера научных интересов: механизмы возникновения заболеваний слуховой системы, прогнозирование эффективности профилактики и лечения слуховых расстройств, история медицины.

Савенко Ирина Владимировна – старший научный сотрудник лаборатории слуха и речи, к.м.н., врач сурдолог-оториноларинголог высшей квалификационной категории. Закончила аспирантуру в Педиатрическом медицинском институте. Стаж работы по оториноларингологии – более 30 лет. Автор более 40 опубликованных научных работ, в том числе 3-х монографий. Сфера интересов – детская оториноларингология, сурдология-оториноларингология, электрофизиология слухового анализатора. Тема научной работы – диагностика и лечение нарушений слуха у детей, родившихся недоношенными.

Мальцева Наталия Васильевна – старший научный сотрудник лаборатории слуха и речи с 1974 года, к.б.н. Окончила Ленинградский Государственный Университет по специальности биофизика органов чувств. Дипломная работа и тема кандидатской диссертации посвящены вопросам физиологии слуха. Имеет более 100 печатных работ.  В настоящее время занимается проблемой повышения эффективности реабилитации больных с нарушениями слуха с использованием слуховых аппаратов.

Бердникова Ирина Петровна – старший научный сотрудник лаборатории слуха и речи, к.б.н. Тема диссертации: “Индивидуальная физиологическая коррекция нарушений слуховой функции человека”. Автор более 30 научных работ. Владеет уникальной методикой подбора и настройки слуховых аппаратов.

Квасова Татьяна Валентиновна – зав. сурдологопедическим кабинетом, врач сурдолог-оториноларинголог высшей квалификационной категории. Работает в сурдологопедическом кабинете с 1985 года, имеет большой клинический опыт, в совершенстве владеет методами углубленной аудиологической диагностики и современными лечебно-реабилитационными мероприятиями при нарушениях слуха.

Ломоватская Лидия Гавриловна – педагог-дефектолог, сурдопедагог, логопед высшей квалификационной категории. Окончила ЛГПИ им. А.И. Герцена в 1967. Проводит индивидуальные занятия по коррекции речи и развитию слухового восприятия с детьми и с носителями кохлеарного импланта, используя компьютерные программы. С целью улучшения слухового внимания и распознавания речи в условиях нового слушания занимается с пациентами, использующими слуховые аппараты. Организует методическую помощь родителям глухих детей в условиях семьи.

Слесаренко Наталья Павловна – педагог-дефектолог, сурдопедагог, логопед высшей квалификационной категории. Проводит индивидуальные занятия с детьми от 2,5 лет (нормально слышащими и имеющими снижение слуха); для глухих детей – занятия по югославской методике П. Губерины (в течение 4-х месяцев обучалась в Загребе). Выполняет исследования по оценке слуха у детей от 4-х лет. Владеет различными методиками формирования речи у больных после экстирпации гортани.