VakhitovMShРуководитель Центра инновационных образовательных технологийДМН, профессор кафедры общей хирургии Вахитов Мавлет Шакирович.
Действительный член Российского общества симуляционного обучения в медицине (РОСОМЕД)
Член Европейского общества симуляционного обучения в медицине (SESAM)

  

 

 

AvramenkoEAСпециалист по учебно-методической работе Авраменко Екатерина Александровна
Действительный член Российского общества симуляционного обучения в медицине (РОСОМЕД)

 

 

 

 

 

Контактная информация

Симуляционный центр ЦИОТ расположен в 59 корпусе ПСПбГМУ им. акад. И.П.Павлова по адресу:

197101 Россия, Санкт-Петербург, Петроградская наб., д. 44

Телефон: 338 6394

e-mailciot@list.ru

 

Запись для подготовки к аккредитации студентов и ординаторов
выпускного года ПСПбГМУ им. И. П. Павлова

 

Выписка из расписания практических занятий ординаторов I года по симуляционному курсу в 2022-2023 учебном году (симуляционный центр)

Выписка из расписания практических занятий ординаторов I года по симуляционному курсу в 2022-2023 учебном году

Выписка из расписания практических занятий ординаторов 2 года по симуляционному курсу в 2022-2023 учебном году 

 


4 апреля учащиеся ГБОУ лицей N° 82 в рамках инновационной образовательной программы лицея посетили Центр инновационных образовательных технологий ПСПбМГУ.

Лицеистам удалось погрузиться в атмосферу медицинского университета, познакомиться с его историей и попробовать себя в роли будущих врачей. Девочкам 11А класса удалось провести ряд операций при помощи симуляторов, на которых тренируются выпускники университета. Учащиеся попытались провести УЗИ внутренних органов, попробовали сделать лапароскопию, а также потренировались делать непрямой массаж сердца. Кроме этого, девочкам рассказали о таких медицинских специальностях, как акушер-гинеколог, стоматолог, врача-диагност, неонатолог и др.

«Нам очень понравилось в симуляционном центре, так как мы познакомились с разными областями медицины. Мы также смогли попробовать себя в роли студентов, делали УЗИ и слушали ритм сердца. Было очень интересно!»,- рассказала Маша Кравченко, ученица 11А класса. Некоторые ребята задумались о поступлении именно Первый медицинский университет. «Огромную благодарность хотелось бы выразить Екатерине Александровне Очень интересно было рассказано, мне, как человеку, который хотел бы связать свою жизнь с медициной, было очень интересно и увлекательно, очень надеюсь увидеться с вами на четвертом курсе еще раз уже будучи студентом первого меда»,- поделилась впечатлениями Соня Дмитриева. Благодарим руководство Центра за интересную и насыщенную экскурсию! Уверены, что подобное сотрудничество поможет нашим лицеистам!


31 марта 2023 года в рамках фестиваля "В музей — сегодня, в науку — завтра!" состоялась экскурсия в Центре инновационных образовательных технологий ПСПбГМУ.

03 31 симцентр1

Во время экскурсии участники увидели манекены и фантомы, которые используют для отработки манипуляций в разных областях медицины.
Для всех участников был проведен мастер-класс по оказанию первой помощи.


10-11 мая в Центре инновационных и образовательных технологий ПСПбГМУ им. И.П. Павлова прошел очный этап Межрегиональных соревнований «Форт АиР – 2022» для студентов 5-6 курсов медицинских вузов и ординаторов по специальности «Анестезиология-реаниматология».

Соревнования проходили в рамках IV Всероссийского Конгресса с международным участием «Актуальные вопросы медицины критических состояний». Целью соревнований организаторы видят повышение готовности студентов старших курсов медицинских вузов и ординаторов анестезиологов-реаниматологов к оказанию помощи пациентам при различных ситуациях в условиях командной и индивидуальной работы. Задачи соревнований: повышение мотивации и психологической готовности к работе в специальности; проверка теоретических знаний по анестезиологии и реаниматологии; совершенствование индивидуальных умений, требуемых в специальности; оценка умения использовать имеющиеся ресурсы в различных ситуациях; формирование навыков работы в команде.

Соревнования прошли в два этапа. Заочный этап «Виртуальный пациент в ОРИТ» прошел 24 марта в формате дистанционного решения клинических задач на on-line платформе BodyInteract. По результатам определены команды-победители, которые приняли участие в очном этапе «Форт АиР». Очные соревнования для команд прошли в Центре инновационных и образовательных технологий ПСПбГМУ им. И.П. Павлова в виде тематической игры и интеллектуальной видеоигры-квеста 10 мая (студенты) и 11 мая (ординаторы). Предусмотрены различные номинации и призы участникам и победителям.

Организаторами соревнований выступили Ассоциация анестезиологов-реаниматологов, ФГБОУ ВО «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. И.П. Павлова» МЗ РФ. Соорганизаторами cоревнований стали Общероссийская общественная организация «Российское общество симуляционного обучения в медицине», Санкт-Петербургское общественное движение «ЛЕГИОН».



Пациент ни жив, ни мертв

 В симуляционном центре   открыт  офтальмологический учебный проект  нового поколения  

Профессор кафедры офтальмологии Ю.В. Тахтаев

Место, где пациенты никогда не жалуются и где врачу позволено учиться на собственных ошибках называется симуляционным центром. В нем хирурги практикуются на медицинских тренажерах в условиях максимального приближенных к реальным.

26 октября 2020 года в симуляционном центре университета  был дан старт новому проекту в области медицинского образования по офтальмологии. Участниками двухстороннего соглашения стали Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова и американская фирма Alcon.

Новые медицинские технологии требуют от хирургов не только знания топографической анатомии и хирургической патофизиологии оперируемых зон, владения техникой хирургических вмешательств, но и изучения конструкции и физических принципов действия автоматизированных инструментов и приборов и умения управлять ими,  слышать, понимать и декодировать звуковые сигналы, которые подают машины, т.е научиться говорить на одном с ним языке, действовать в операционном поле микроскопа под большим увеличением, научиться отличать визуальные афферентности от проприоцептивных и координировать их, пользуясь одной ногой для управления тремя основными командами микроскопа (увеличение – изменение фокусного расстояния микроскопа, наводка на резкость, перемещение по осям X–Y), и второй для управления факоэмульсификатором, и контролировать процессы, связанные с бимануальной работой в передней камере глаза ультразвуковым хирургическим инструментом, различать аудиосигналы, подаваемые факоэмульсификатором в процессе работы. Таким образом, молодому врачу необходимо научиться скоординировать работу всех четырех конечностей и задействовать работу большинства органов чувств, а это требует практики и лучший путь её прохождения – в лаборатории на экспериментальных моделях, где точно воспроизведено рабочее место офтальмохирурга с соблюдением основных принципов эргономики.

Курс по офтальмологии соединил в себе теоретическую часть, где особое внимание уделяется объяснению принципов статической и динамической физики, на которых основана работа факоэмульсификатора и практическую часть в «операционной», где в распоряжении слушателей четыре суперсовременных тренажерных комплекса. Комплекс включает операционный микроскоп фирмы "Leitz", факоэмульсификаторы "Infinity", видеосистему с монитором для наблюдения за работой стажеров. Учебные тренажеры дают возможность имитировать реальную хирургическую операцию, но в качестве объекта хирургии используются глаза животных. Преподаватель имеет возможность контролировать на мониторе работу учеников и удостовериться в том, что различные технические приемы были ими поняты и выполнены правильно.

Нами была разработана технология моделирования катаракты с помощью радиочастотного излучения, отработаны различные сочетания параметров времени и энергии воздействия на прозрачный хрусталик, позволяющие экспериментально создавать модели катаракты различных форм (ядерные, задние чашеобразные, полные), имитировать в эксперименте подвывих хрусталика путем частичного разрушения его связочного аппарата и т.д., чтобы максимально приблизить условия в учебной операционной к реальным.

Разработанная система непосредственного сопоставления работы преподавателя и ученика полностью себя оправдала. Она обеспечивает эффективность освоения практических навыков и обогащает ординаторов теоретическими знаниями. При этом занятия проводятся в спокойной дружеской атмосфере в виде дискуссии и не носят строгого педагогического характера.

Для запуска проекта в жизнь необходимо было преодолеть немало трудностей, прежде всего связанных с финансированием подобного проекта. Расходы, которые несет симуляционный центр для точного воспроизведения условий проведения операции, поддержания технического состояния оборудования в учебном классе, обучения медицинского персонала технологии подготовки глаз животных, налаживания контактов с бойнями, обучением их персонала технике энуклеации и т.д. взяла на себя фирма Alcon (США). Опыт организации учебного процесса на кафедре офтальмологии  лег в основу создания учебных программ в области офтальмохирургии. Таким образом, в университете создана новая система обучения глазной микрохирургии, которая дает молодым специалистам, обучающимся по программам ординатуры и аспирантуры, путевку в мир высоких технологий. 


Студенческим объединением «Комиссия по качеству образования» совместно с ЦИОТ Университета с 1 сентября 2018 года создан кружок СНО при симуляционном центре.

Студенты на данном курсе смогут повысить свои практические навыки и умения, что в дальнейшем придаст им уверенность у постели больного.

1 ноября 2018 состоялось первое занятие СНО Симуляционного центра, которое открыл руководитель Центра инновационных образовательных технологий - Вахитов М.Ш.


 

Активное внедрение современных медицинских технологий в практику здравоохранения, повышение требований к профессиональной компетентности медицинских работников определяют необходимость усиления практического аспекта подготовки специалистов. Высокие риски осложнений при выполнении медицинских манипуляций, ограничения правового и этического характера делают имитационные (симуляционные) технологии обучения одними из самых важных в процессе преподавания в медицинском вузе.

Использование симуляционного обучения началось еще во второй половине прошлого века в тех отраслях, где ошибки при обучении на реальных объектах могут привести к трагическим последствиям. Это авиация, атомная энергетика, железнодорожный транспорт. В медицине симуляционное обучение упоминается уже в  ХVIII веке с момента изобретения Мадам де Кудре (Франция) фантома родов.  В наше время данный вид подготовки медицинских специалистов активно начал развиваться в 70 – е годы и на сегодняшний день является общепринятой нормой практически для всех моделей медицинского образования. В последние годы были четко определены преимущества симуляционного обучения в здравоохранении:

  • Приобретение навыков без риска для пациента
  • Не ограничено число повторов для отработки навыков и ликвидации ошибок
  • Объективная оценка выполнения манипуляции
  • Возможность изучения редких патологий, состояний, вмешательств
  • Нет стресса

 

Симуляционный центр нашего университета, созданный Решением Ученого совета в рамках Центра инновационных образовательных технологий, ставит своей целью повышение уровня профессиональных навыков интернов, клинических ординаторов и слушателей факультета постдипломного образования СПбГМУ им.И.П.Павлова в соответствии с «Положением о Центре инновационных образовательных технологий».

 

Циклы ЦИОТ на 2024 год

Расписание занятий в симуляционном центре для клинических ординаторов

Расписание тренинга для ординаторов в рамках подготовки к специализированной аккредитации

 

  

Вниманию руководителей кафедр,
интернов и клинических ординаторов!

В рамках программы обязательного симуляционного обучения, предусмотренного планом постдипломной подготовки (Приказы Минздравсоцразвития России от 05.12.2011 № 1475н и № 1476н), в Симуляционном центре университета организуются занятия для освоения и совершенствования мануальных навыков по нижеперечисленным направлениям с использованием симуляционного оборудования.

Занятия организуются по заявке кафедры после предварительного согласования темы, даты проведения и количества обучающихся со специалистом по учебно-методической работе Центра Авраменко Екатериной Александровной по телефонам: 338 6394, +7(921)393-3786. E-mail: ciot@list.ru.

Занятия с интернами и клиническими ординаторами проводятся преподавателями соответствующих кафедр (часы за работу в симуляционном центре включены в нагрузку кафедры) при техническом сопровождении сотрудниками симуляционного центра.

 

Самостоятельная работа в симуляционном центре ЦИОТ

По согласованию с руководством Центра интернами и клиническими ординаторами, а также сотрудниками клиник и кафедр Университета возможно осуществление самостоятельной работы в свободные от основных занятий часы.

 


СПИСОК СИМУЛЯЦИОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ ЦИОТ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПСПбГМУ им.акад.И.П.Павлова 2. 


 

Симуляционные технологии в освоении ультразвуковой диагностики в медицине

Ультразвуковая диагностика в настоящее время широко используется практически  во всех специальностях медицины. И это не удивительно, ведь диагностический ультразвук значительно укорачивает время постановки диагноза, информативен, относительно дешевый, безопасный  и удобный метод. Однако для его освоения наряду с хорошими теоретическими знаниями (особенно анатомии нормальной, топографической, патологической) требуется серьезная отработка навыков исследования, координация движения датчика с изображением на мониторе, правильная интерпретация изображения. Опыт адекватного  исследования, высокие  профессиональные навыки достигаются благодаря многократному,  длительному тренингу, что не всегда возможно, когда объектом обучения является пациент.Читать далее 


 

 

26-27 апреля на базе Рязанского Государственного Медицинского Университета состоялись III Ежегодные Всероссийские Лапароскопические Игры.

В этом году продемонстрировать свои умения собрались 15 команд с разных уголков нашей страны и ближнего зарубежья: Воронежа, Ярославля, Рязани, Москвы, Саранска, Витебска и т.д.  Принять участие в олимпиаде могли студенты любого курса, ординаторы, а также аспиранты. 

Наш университет достойно представила команда в составе:
⁃ Коцоев Тимур, 5 курс лечебный факультет 
⁃ Лебедева Таисия, 5 курс лечебный факультет 
⁃ Тимофеева Ксения, 5 курс лечебный факультет 
⁃ Павлов Сергей, 4 курс лечебный факультет 
⁃ Вервекин Илья, 4 курс лечебный факультет 
Соревновательная программа состояла из 3х этапов.
В течение первого дня конкурсанты работали на специальных лапароскопических тренажерах. Оператора для выполнения каждого задания выбирали методом слепой жеребьёвки, тем самым организаторы способствовали воспитанию «универсальных хирургов». По условиям необходимо было выполнить аппендэктомию, где червеобразный отросток имитировала латексная перчатка; герниопластику, с использованием хирургической сетки и синтетической губки; наложение интракорпоральных узловых швов. По итогам в следующий этап проходило 10 лучших команд, где участникам необходимо было сформировать кишечный анастомоз на биологическом материале любым возможным способом с обоснованием сделанного выбора. 
В финал проходило лишь 4 университета, набравшие максимальное количество баллов. Ими оказались: команды из Рязани, Витебска, Ярославля и команда ПСПбГМУ им.акад. И.П.Павлова. 
Перед будущими хирургами стояла непростая задача - в условиях операционной WetLab выполнить ряд лапароскопических вмешательств на живом материале, так называемом mini-pig. Наша команда превосходно справилась с поставленной задачей и по итогам второго конкурсного дня заняла 1 место. 
На протяжении двух дней царила тёплая и дружелюбная атмосфера. Беспристрастное жюри объективно оценивало как практические навыки, так и теоретическую подготовку. 
Заключительный результат Лапароскопических Игр складывался из суммы всех проводимых конкурсов. 
Итоговая таблица выглядит следующим образом: 
1 место- Ярославский Государственный Медицинский Университет
2 место - Витебский Государственный Медицинский Университет
3 место - Первый Санкт-Петербургский Медицинский университет им.акад. И.П.Павлова

Ребята поделились своими впечатлениями. 
Тимур Коцоев: «Мы с ребятами долго шли к этому результату, усердно готовились, ежедневно тренировали свои практические навыки. Было интересно проверить себя на стрессоустойчивость и встретить единомышленников из других медицинских университетов.»
Тимофеева Ксения: «Мы получили огромное удовольствие быть частью этого события, а предоставленная возможность оперировать в условиях WetLab стала для нас незабываемым опытом, важность которого трудно переоценить. Считаю, что подобные олимпиады не только способствуют развитию мануальных навыков, но и адаптируют будущих хирургов к дальнейшей врачебной деятельности.»
Сергей Павлов: «Два дня олимпиады в Рязани позволили нам не только проверить свои навыки и теоретическую подготовку, но и почувствовать себя частью хирургического общества. Мы получили возможность встретится с одними из лучших врачей в своих специальностях и перенять от них бесценный опыт.»

Команда выражает отдельную благодарность Вахитову Мавлету Шакировичу и сотрудникам симуляционного центра за предоставленную возможность подготовиться и достойно представить университет на III Ежегодных Всероссийских Лапароскопических Играх.

 Вервекин Илья, 4 курс лечебный факультет 

 

 Симуляционный тренинг в помощь кардиохирургам

В настоящее время миниинвазивные технологии все чаще применяются в кардиохирургии. Это позволяет уменьшить болевой синдром, снизить риск послеоперационных осложнений и сделать период и добиться скорейшей реабилитации пациента после вмешательства.

Одним из таких миниинвазивных вмешательств является торакоскопическая абляция левого предсердия. Это вмешательство позволяет добиться восстановления синусового ритма у наиболее сложной категории пациентов - больных с персистирующей формой фибрилляции предсердий.

С целью освоения навыков эндовидеохирургии сотрудники кардиохирургичекого отделения № 2 клиники НИИ хирургии и неотложной медицины (врач – кардиохирург В.И. Лукашенко, клинический ординатор А.М. Сиддиков) проходили обучения на базе Центра инновационных образовательных технологий Первого СПбГМУ им акад. И.П. Павлова. Центр обладает всем необходимым оборудованием для отработки навыков эндовидеохирургии. Имеются как тренажеры начального уровня, так и высокотехнологичный комплекс LapSim, обладающий возможностью реалистичной имитации тактильной чувствительности, который позволяет моделировать даже отдельные этапы хирургического вмешательства.

Благодаря полученным навыкам, техника торакоскопической абляции левого предсердия внедряется в работу кардиохирургического отделения № 2 клиники НИИ хирургии и неотложной медицины.

В.И. Лукашенко

врач – кардиохирург

кардиохирургичекого отделения № 2

 

Всероссийская олимпиада студентов «Я-профессионал»

Деканат лечебного факультета нашего Университета на базе Центра инновационных образовательных технологий 29 и 30 января 2018 года провел очный этап Всероссийской олимпиады “Я - профессионал”. Олимпиада проходит по инициативе Российского союза промышленников и предпринимателей и Общероссийской общественной организации "Деловая Россия" в рамках поддержки молодых специалистов. В нашем университете в олимпиаде приняли участие студенты 4-6 курсов шести медицинских вузов Северо-Западного региона: ПСПбГМУ им. акад. И.П. Павлова, СЗГМУ им. И.И. Мечникова, СПбГПМУ, СПбГУ Медицинский факультет, НовГУ им. Ярослава Мудрого Медицинский факультет (г. Новгород), СГМУ (г. Архангельск) - в количестве 40 человек.

 

Обучающий симуляционный центр для заинтересованным в прохождении дополнительных профессиональных программ повышения квалификации для специалистов в области акушерства и гинекологии, неонатологии, анестезиологии, реаниматологии и интенсивной терапии

20140311 110210

В соответствии с Распоряжением Правительства РФ № 2526-р от 25.12.2012 г. в Первом Санкт-Петербургском медицинском университете им. акад. И.П. Павлова с 2014 года начинает функционировать Перинатальный обучающий симуляционный центр для повышения квалификации врачей акушеров-гинекологов, неонатологов и анестезиологов-реаниматологов, работающих в перинатальных центрах, родильных домах и акушерско-гинекологических отделениях многопрофильных стационаров. 

Наряду с лекциями и семинарами, проводимыми высококвалифицированными специалистами Университета, в программе циклов усовершенствования значительное время отводится освоению практических навыков на современном высокотехнологичном симуляционном оборудовании. Компьютеризированная система видеоманиторинга, расположенная в учебных зонах, позволяет вести запись и трансляцию процесса обучения в помещение для дебрифинга с целью последующего анализа освоения навыков как отдельными специалистами, так и всей медицинской бригадой.

Обучающий симуляционный центр располагается на территории кафедры и клиники акушерства и гинекологии Университета, что позволяет ознакомить курсантов с возможностями применения полученных на симуляционном оборудовании навыков и знаний в реальных условиях акушерско-гинекологического и неонатологического отделений. 

Дополнительные профессиональные программы повышения квалификации для врачей перинатальных центров и акушерских стационаров (врачи акушеры-гинекологи, врачи-неонатологи, врачи анестезиологи-реаниматологи).

 


 

 

Вниманию проходящих аккредитацию в текущем году

Первичная аккредитация специалистов

Наиболее частые ошибки, допущенные на втором этапе первичной аккредитации в 2017 г.

 

Обучающие видеоматериалы

Сердечно-легочная реанимация

 

Неотложная помощь

 

Экстренная медицинская помощь 1

 

Экстренная медицинская помощь 2

 

Физикальное обследование пациента (сердечно-сосудистая система)

  

Диспансеризация

 

Первичная специализированная аккредитация

Видеоматериалы для подготовки к аккредитации специалистов