Вузовская (додипломная) подготовка по программе специалитета согласно ФГОС 3+ поколения направлена на подготовку высококвалифицированных кадров с освоением ими профессиональных компетенций по оказанию помощи пациентам при неотложных состояниях.

Учебный процесс направлен на освоение студентами вопросов, связанных с анестезиологическим обеспечением различного рода оперативных вмешательств, проведением интенсивной терапии и сердечно-легочной реанимации. Большое внимание уделяется приобретению навыков, умений и профессиональных компетенций, необходимых при оказании неотложной помощи, управлении жизненно важными функциями организма с временным или постоянным, полным или частичным их замещением в острых ситуациях, возникающих в анестезиологической практике при хирургических вмешательствах, травмах, при ухудшении течения соматических заболеваний. В ходе занятий со студентами проводится обучение своевременным методам диагностики и оказания помощи при нарушениях функции органов дыхания, кровообращения, ЦНС. В практической деятельности особое внимание уделяется как отработке непосредственно навыков неотложных мероприятий во время занятий на манекенах, так и вопросам организации процесса оказания неотложной помощи, «взаимодействия в команде» при терапии критических состояний. Спецификой преподавания данной дисциплины является применение технических средств в учебном процессе (манекены, тренажеры, симуляторы, современная наркозно-дыхательная и контрольно-диагностическая аппаратура, используемая в операционных и палатах интенсивной терапии, компьютерный контроль знаний по основным разделам дисциплины). Завершается преподавание дисциплины сдачей зачета.

Для успешного освоения дисциплины обучающийся должен иметь предварительную подготовку в объеме полных курсов по нормальной анатомии и нормальной физиологии, патологической анатомии и патологической физиологии, фармакологии, микробиологии, иммунологии, топографической анатомии и оперативной хирургии, общей хирургии и пропедевтики внутренних болезней, общему уходу за больными, истории медицины и т.д. Для работы с иностранной медицинской литературой, библиографическими и электронными информационными ресурсами студентам необходимо освоение курса иностранного языка.

Программа предусматривает формирование представлений о «медицине критических состояний», закрепление основ клинической физиологии применительно к дисциплине «анестезиология и реаниматология»; раскрытие понятия «критическое состояние», обоснование и выбор способов защиты пациента от операционной травмы и коррекции закономерно возникающих нарушений под воздействием хирургических вмешательств и факторов анестезии. Отдельно рассматриваются методы и приёмы выведения больного из критического состояния, включая терминальное.

На кафедре на сегодняшний день обучаются студенты 6 курса лечебного и спортивного факультетов.

Основные разбираемые вопросы:

- Общее представление о системе оказания экстренной медицинской помощи в Российской      Федерации.

- Базовая и расширенная сердечно-легочная реанимация.

- Экстренная медицинская помощь при угрожающих жизни состояниях.

- Острая дыхательная недостаточность. Клиника, диагностика, принципы интенсивной терапии.

- Острая недостаточность кровообращения.

- Острые нарушения сознания. Клиника, диагностика и интенсивная терапия.

- Современные методы анестезиологического обеспечения операций, перевязок и диагностических вмешательств.

Концепция: подготовка компетентного специалиста в соответствии с квалификационными требованиями

Стратегия: формирование у будущих специалистов основных понятий в сфере оказания медицинской помощи при состояниях, угрожающих жизни пациента.

Тактика: максимальная практическая направленность и фундаментальная теоретическая подготовка

Перспективы:

Программа ФГОС 3+ привела к увеличению общей трудоёмкости дисциплины до 108 часов (3 зачётные единицы), с расширением тематики практических занятий, а также использованием дистанционных и симуляционных технологий.

Лекции:

  1.  Организация анестезиолого-реанимационной службы в РФ. Современные методы анестезиологического обеспечения. Принципы мониторинга.
  2. Боль. Клинические сценарии в диагностике и лечении острой и хронической боли.
  3. Современная концепция сепсиса.
  4. Базовая и расширенная сердечно-легочная реанимация.
  5. Клинические сценарии неотложных состояний в педиатрии.
  6. Острая дыхательная недостаточность.
  7. Острая недостаточность кровообращения.
  8. Инфузионная терапия.
  9. Острые нарушения сознания.

 

Рабочая тетрадь

Неотложные состояния – 2 

Расписание

Литература для самоподготовки:

а) основная литература:

  1. Основы анестезиологии и реаниматологии: учебник для мед. вузов / Ю.С. Александрович и др.; под редакцией академика РАН, профессора Ю. С. Полушина. – 3-е издание, переработанное и дополненное. − СПб.: Издательство Эко Вектор. − 2023. − 655 с.
  2. Анестезиология : национальное руководство : краткое издание / под ред. А. А. Бунятяна, В. М. Мизикова. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 656 с. - 656 с. - ISBN 978-5-9704-5709-2. Текст : электронный // URL : https://www.rosmedlib.ru/book/ISBN9785970457092.html
  3. Интенсивная терапия : национальное руководство : в 2 т. Том 1 / под ред. И. Б. Заболотских, Д. Н. Проценко. - 2-е изд. , перераб. и доп. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2021. - 1136 с. (Серия "Национальные руководства") - ISBN 978-5-9704-6258-4.
  4. Интенсивная терапия [Электронный ресурс] / под ред. Гельфанда Б.Р., Заболотских И.Б. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2019. - ISBN 978-5-9704-4832-8 - Режим доступа: https://www.rosmedlib.ru/book/ISBN9785970448328.html Текст : электронный // URL : https://www.rosmedlib.ru/book/ISBN9785970462584.html

б) дополнительная литература

  1. Внезапная сердечная смерть / Бокерия Л. А. , Ревишвили А. Ш. , Неминущий Н. М. , Проничева И. В. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 352 с. (Серия "Библиотека врача-специалиста") - ISBN 978-5-9704-5629-3. – Текст : электронный // URL : https://www.rosmedlib.ru/book/ISBN9785970456293.html
  2. Инфузионно-трансфузионная терапия : руководство / А. А. Рагимов, Г. Н. Щербакова. - 2-е изд. , доп. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2021. - 256 с. - (Серия "Библиотека врача-специалиста"). - 256 с. (Серия "Библиотека врача-специалиста") - ISBN 978-5-9704-6177-8. - Текст : электронный // URL : https://www.rosmedlib.ru/book/ISBN9785970461778.html
  3. Причины и механизмы медикаментозных осложнений в анестезиологической и реаниматологической практике: метод. пособие для студентов, клинич. ординаторов, анестезиологов-реаниматологов / Н. А. Боровских; [под ред. Ю. С. Полушина]; Первый Санкт-Петербург. гос. мед. ун-т им. акад. И. П. Павлова, каф. анестезиологии и реаниматологии. − СПб. : РИЦ ПСПбГМУ. – 2019. – 79 с.
  4. Сепсис: современные представления об этиопатогенезе, патоморфологии, диагностике и интенсивном лечении./ Шлык И.В., Корольков А.Ю., Рыбакова М.Г. и др. под ред. Ю. С. Полушина учеб.-метод. Пособие 2020 ‒ СПб. РИЦ ПСПбГМУ  
  5. Хирургический больной : мультидисциплинарный подход / под ред. Бояринцева В. В. , Пасечника И. Н. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 336 с. - ISBN 978-5-9704-5752-8. - Текст : электронный // URL : https://www.rosmedlib.ru/book/ISBN9785970457528.html
  6. Габа Д.М., Фиш К.Дж., Хауард С.К. Критические ситуации в анестезиологии: Пер. с англ. – М.: Медицина, 2000. – 440 с.
  7. https://cprguidelines.eu/
  8. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed
  9. http://www.eacta.org/
  10. http://www.asahq.org/

 

Примерные варианты заданий в тестовой форме (при углубленном изучении предмета):

  1. Чему примерно равна поверхность альвеолярно-капиллярного барьера?
  2. Чему равно отношение функционального мёртвого пространства к дыхательному объёму, если РаСО2 = 50 мм рт.ст., РetС02=30 мм рт.ст.?
  3. Какие осложнения наиболее часто возникают при проведении масочного наркоза у детей?
  4. Что является показателем эффективности ИВЛ у детей?
  5. При выборе метода анестезии у больного пожилого и старческого возраста каким постулатом следует руководствоваться?
  6. За счёт какого механизма компенсируются гемодинамические нарушения у больных пожилого и старческого возраста?
  7. Что входит в состав стандарта минимального мониторинга?
  8. Что характерно для тяжёлой анафилактической/анафилактоидной реакции во время анестезии?
  9. Что относится к клиническим признакам гиперкапнии?
  10. Какие формы нарушений кислотно-основного состояния могут наблюдаться при перитоните?