30 ноября 2018 г. состоялся конкурс работ «Клиническое наблюдение: от теории к практике» в рамках Марафона специальностей в 2018 году, а также в рамках программы научно-практической конференции неврологов Северо-Западного федерального округа Российской Федерации «Междисциплинарный подход в неврологии: актуальные вопросы». Среди участников были как представители нашего Университета, так и других медицинских учреждений города.

 Основные задачи конкурса:

  • получение молодыми специалистами навыков проведения консилиума врачами разных специальностей;
  • исследование и демонстрация клинических случаев, трудных для диагностики и последующей терапии;
  • эффективное использование интеллектуального потенциала для развития  у молодых специалистов клинического и междисциплинарного мышления;
  • обеспечение взаимосвязи научных исследований, образования и практической лечебной деятельности.

 

Конкурс проводится центром взаимодействия с выпускниками совместно с кафедрой неврологии и мануальной медицины ФПО. К участию в конкурсе допускались работы, содержащие интересные, уникальные или информативные клинические наблюдения.

В конкурсе могли участвовать научные работники и преподаватели, студенты 4, 5, 6 курсов, ординаторы, аспиранты, докторанты образовательных медицинских организаций, а также работающие в различных медицинских учреждениях специалисты, возраст которых не превышает 35 лет. В конкурсе могли участвовать и совместные работы (студенты – врачи – учёные).

Эксперты оценивали актуальность темы и практическую значимость работы, участие специалистов разных клинических специальностей, качество проведения дифференциальной диагностики, компетентность участника (включая ответы на вопросы) и др. Победителям присуждались дипломы за первое, второе и третье места. При этом дипломы вручались как студентам, так и докторам.

Во время проведения конкурса вопросы докладчикам задавали и студенты, и эксперты. Обсуждение, дискуссии, общение студентов и экспертов продолжалось почти пять часов.

 

Состав Конкурсной комиссии:

  • Председатель: заведующий кафедрой неврологии и мануальной медицины ФПО - Баранцевич Е.Р.,
  • Секретарь: руководитель Центра взаимодействия с выпускниками - Эмануэль Ю.В.

Члены конкурсной комиссии

  • Заведующий кафедрой терапии госпитальной с курсом аллергологии и иммунологии имени ак. Черноруцкого с клиникой – В.И.Трофимов
  • Заведующий кафедрой клинической лабораторной диагностики с курсом молекулярной медицины – В.Л. Эмануэль
  • Научный руководитель СНО и Общества молодых ученых, профессор кафедры   патофизиологии с курсом клинической патофизиологии – Н.А.Гавришева
  • Главный внештатный специалист по клинической лабораторной диагностике Комитета по здравоохранению Ленинградской области И.Н. Флегантова
  • Декан стоматологического факультета профессор – Ткаченко Т.Б.
  • Профессор кафедры фтизиопульмонологии – Браженко О.Н.
  • Врач-оториноларинголог клинико-диагностического центра поликлиники с КДЦ клиники научно-клинического исследовательского центра – Шахназаров А.Э.
  • Руководитель отдела онкохирургии, доцент кафедры онкологии факультета последипломного обучения – Захаренко А.А.
  • Доцент кафедры факультетской педиатрии ФГБОУ ВО СПбГПМУ МЗРФ – Папаян К. А.
  • Доцент кафедры клинической микологии, аллергологии и иммунологии ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И.Мечникова МЗ РФ – Долго-Сабурова Ю. В.
  • Заведующий отделом клинической неврологии ФГБУ ВЦЭРМ им. А.М.Никифорова МЧС России – Тихомирова О.В.
  • Доцент кафедры факультетской педиатрии ФГБОУ ВО СПбГПМУ МЗРФ, к.м.н.  Папаян К. А.
  • Доцент кафедры клинической микологии, аллергологии и иммунологии ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И.Мечникова МЗ РФ, к.м.н.  Долго-Сабурова Ю. В.
  • Декан стоматологического факультета ФГБОУ ВО ПСПбГМУ им. И.П.Павлова Минздрава России, д.м.н., профессор Ткаченко Т.Б.
  • Заведующая отделом клинической неврологии ФГБУ ВЦЭРМ им. А.М.Никифорова МЧС России, заслуженный врач Российской Федерации, д.м.н., врач высшей квалификационной категории Тихомирова О.В.
  • Руководитель отдела абдоминальной онкологии, заведующий онкологическим отделением №1 НИИ хирургии и неотложной медицины ПСПбГМУ имени акад. И.П. Павлова, д.м.н., доцент кафедры онкологии ФПО Захаренко А.А.
  • Профессор кафедры фтизиопульмонологии ФГБОУ ВО ПСПбГМУ им. И.П.Павлова Минздрава России, д.м.н.  Браженко О.Н.

 

Среди тематик представленных работ были следующие:

  • Вторичные головные боли, сфеноидит. Трудности на пути постановки диагноза.
  • Влияние длительного применения внутриматочных контрацептивов на течение воспалительных заболеваний органов малого таза.
  • Нераспознанная инфаркт-пневмония на фоне сочетанной сердечно-сосудистой патологии.
  • Трудности диагностики антифосфолипидного синдрома. Клиническое наблюдение.
  • Описание клинического случая: сочетание оптиконейромиелита (болезнь Девика) и системной красной волчанки.
  • Клинический случай анти-NMDAR энцефалита у молодой женщины.
  • Причины возникновения ишемического инсульта в молодом возрасте. Клиническое наблюдение.
  • Критерии постановки диагноза «Метаболический синдром» у детей путём интеграции данных объективного исследования, лабораторных исследований, анамнеза жизни и болезни, а также инструментальных методов диагностики.
  • Цирроз печени на фоне врожденной цитомегаловирусной инфекции.
  • Клинический случай антифосфолипидного синдрома у пациентки с сенсо-невральной тугоухостью.
  • Органосохраняющее лечение рака эндометрия у пациентки репродуктивного возраста.
  • Случай BRCA1-ассоциированного наследственного метахронного билатерального рака молочной железы и рака левого яичника.
  • Пластика дефекта мягких тканей и каркаса грудины после удаления опухоли грудной стенки.
  • Мультифакториальный подход к дифференциальной диагностике болезни Шегрена и саркоидоза
  • Антиостеокластически-ассоциированный остеонекроз челюстей.
  • Диагностика онкологических заболеваний легких у больных с сочетанной легочной патологией.
  • Дифференциальная диагностика деменций.
  • Первый опыт применения эндоскопической вакуумной терапии в лечении эзофаго-плеврального свища у больного, ранее оперированного по поводу фиброзно-кавернозного туберкулеза правого легкого.

 

IMG 3095 09 01 19 01 43

IMG 3109 09 01 19 01 43

IMG 3112 09 01 19 01 43

IMG 3121 09 01 19 01 43

IMG 3124 09 01 19 01 43

IMG 3126 09 01 19 01 43

IMG 3127 09 01 19 01 43

IMG 3130 09 01 19 01 44

IMG 3131 09 01 19 01 44

IMG 3136 09 01 19 01 44

IMG 3142 09 01 19 01 44

IMG 3149 09 01 19 01 44

конкурс

IMG 3153 09 01 19 01 44

IMG 3146 09 01 19 01 44

 

Клиническое мышление врача: как его формировать у выпускников

 Мышление: способ имеет значение

Мышление, составляющее коренное отличие человека от животного мира, можно рассматривать, по утверждению Гегеля, как «процесс производства мыслей». В процессе мышления человек использует определённую технологию - способ получения мыслей. Таких «глобальных» способов мышления, по сути, два: формальная логика и диалектическая логика (диалектика).

При формальной логике господствует принцип «или-или» (закон исключённого третьего). Здесь человек делает выбор между двумя крайностями. Напротив, при диалектическом методе принципиально другой подход: здесь действует принцип «и-и». Образно говоря, вместо крайностей осуществляется поиск «золотой середины».

В обыденной жизни человеку хватает формальной логики, так как логические решения позволяют правильно решать повседневные проблемы. Другое дело, когда человек сталкивается с необходимостью разрешать противоречия, то есть сталкивается с взаимоисключающими требованиями («чтобы волки были сыты и овцы целы», «забраться на ёлку и не ободраться» и т.п.). Здесь возможности использования формальной логики явно ограничены.

Для иллюстрации эффективности применения адекватного способа мышления приведём следующий пример. Попробуйте ответить на «нелогический» вопрос «что было раньше: яйцо или курица?». С позиций формальной логики, человек будет вынужден выбирать между двумя крайностями (или яйцо, или курица) или ответит, что данная дилемма не решаема (то есть вопрос не имеет ответа).

А как ответить на этот вопрос, применяя диалектический метод? Раньше могут быть и яйцо, и курица! Давайте представим цикл «яйцо - цыплёнок - курица – яйцо – и т.д.». Сразу станет понятным ответ. Если из яйца появился цыплёнок, то первично яйцо; если курица снесла яйцо, то первична курица. Другой вариант диалектического ответа на этот вопрос связан с переходом от двух крайностей к «третьему» компоненту: раньше был петух.

Таким образом, выбор и применение адекватного способа мышления имеют важное значение для решения конкретной задачи (для ответа на «сложный» вопрос). В полной мере это относится и к профессиональному мышлению врача.

 

 Клиническое мышление как атрибут врача-профессионала

В случае, если мы ведём речь о профессиональном мышлении, задаются чёткие требования к результату деятельности специалиста. Поэтому возрастает значение и  важность технологии (способа) мышления.

Зададимся вопросом «какова цель обучения в ВУЗе». В получении профессиональных знаний, умений и навыков? Но эти компоненты являются верными в конкретных ситуациях и достаточно быстро устаревают. В этой связи можно вспомнить слова великого учёного Д.И. Менделеева о том, что целью обучения является не получение знаний, а формирование критической массы знаний, способной к саморазвитию. Иными словами, необходимо дать специалисту не только «рыбу» (знания, навыки и умения), но и «удочку» - способность к профессиональному саморазвитию.

Применительно к врачебной деятельности можно говорить, прежде всего, о формировании у специалиста клинического мышления, то есть способности профессионально мыслить и развиваться, опираясь на «критическую массу» знаний. Таким образом, ключевым фактором профессионального саморазвития как раз и выступает профессиональное мышление.

В самом общем виде клиническое мышление связано с когнитивными способностями врача по использованию знаний, опыта и интуиции для решения диагностических, профилактических и лечебных задач применительно к конкретному пациенту. При этом клиническое решение может быть рациональным (с использование определённых принципов и алгоритмов) и интуитивным. Фундаментом для формирования клинического мышления являются процессы обучения и практической деятельности в конкретной медицинской области.

По сути, если мы говорим «врач», то это должно априори предполагать наличие сформировавшегося клинического мышления. Иными словами, клиническое мышление должно быть атрибутом врача, а способность к клиническому мышлению - одной из ключевых его компетенций.

 

Как сформировать клиническое мышление у выпускника

Процесс познания, выражаясь словами Ф. Энгельса, включает в себя три этапа: «от чувственного созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике». Применительно к медицине от наблюдений и исследований пациента врач переходит к диагностике и затем – к профилактике или лечению.

Отсюда вытекает основополагающий принцип формирования клинического мышления – единство теории (обучение теоретическим знаниям) и практики. Однако при этом возникает опасность узкопрофессионального подхода, соответственно – узкопрофессионального мышления. Такой подход, да ещё в современных условиях интеграции научных знаний, существенно снижает возможности профессионального саморазвития врача. Дело в том, что точки развития находятся, главным образом, не внутри одной врачебной специальности, а на стыке разных специальностей. Следовательно, междисциплинарный подход выступает вторым принципом формирования клинического мышления и отражает диалектическую связь дифференцированности и одновременно интегрированности областей научного знания.

Наиболее строгая логика клинического мышления присуща деятельности врача-невролога, так как основывается на едином принципе: нейрон и его функции в норме и при патологии. Врачи судят о состоянии нейронов по их функциям. Эти функции могут быть избыточными (признаки перераздражения нейронов) или выключаться (признаки утраты функции нейронов). Поэтому врач-невролог должен обладать анатомо-физиологическим зрением, знать локализацию функций нейронов мозга. На первой лекции студентам 4-го курса разъясняется, что все компьютеры – это попытка моделировать функцию нейронов. Когда японцам удалось смоделировать системную работу 200.000 нейронов – такой компьютер смог решать шахматные задачи.

Самый лучший вариант природного компьютера – мозг новорожденного. Внесение программ в него проходит четыре фазы: первая фаза «знания – знакомство»; вторая фаза «знания – копии»; третья фаза «знания – умения»; четвёртая фаза «знания – трансформации» (творческий процесс). Клиническое мышление врача формируется, начиная с третьей фазы усвоения информации (знаний).  Для этого требуется не только теоретическая информация  обучающегося, но и сугубо практическая его работа с пациентами.  

Таким образом, если в основе «глубины» профессионального мышления лежит обеспечение связи теории и практики, то в основе «широты» профессионального мышления -  междисциплинарный подход. В обоих случаях «субстанцией» формирования клинического мышления выступает клинический случай.

Данные принципы формирования клинического мышления  могут реализовываться по разным направлениям. Рассмотрим некоторые из них.

  • 1. Технология обучения, интегрирующая теоретическую и практическую подготовку. Здесь важно повышать уровень интеграции (взаимопроникновение и взаимообусловленность) разных форм подготовки врача (обучение, производственная практика, СНО и т.д.)
  • 2. Интеграция всего жизненного цикла врача, включая последипломное обучение, тесно увязанная с потребностями практики и тенденциями развития современной медицины. Это обеспечивается тесным взаимодействием подразделений Университета, отвечающих за работу с абитуриентами, обучение студентов, работу с выпускниками и за последипломное обучение.
  • 3. Специализированная целенаправленная учебная деятельность по формированию у студентов и врачей основ клинического мышления. Для этого, помимо профессиональных знаний, должна возрасти роль философских знаний по основам диалектического мышления. Существенный вклад в развитие клинического мышления могут внести отдельный курс по «Основам клинического мышления»; адаптированный к медицинской тематике курс по «Основам теории решения изобретательских задач» (ТРИЗ); курс по развитию когнитивных способностей выпускников и др.
  • 4. Стимулирование самостоятельной работы студентов по формированию у себя клинического мышления - конкурсы, конференции, заседания СНО, рассматривающие клинические случаи с позиций разных врачебных специальностей.
  • 5. Издание научно-методической литературы, посвящённой рассмотрению с разных позиций клинических случаев, основам диалектики и ТРИЗ, развитию когнитивных способностей и др.

  Несколько выводов

1. Выпускник медицинского ВУЗа для того, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда, должен соответствовать двум группам требований к компетенциям: 

  • обладать конкретными знаниями, навыками, умениями;
  • обладать клиническим мышлением.

2. Обеспечить гармоничное сочетание и единство этих компетенций – важнейшая задача подготовки врачей.

3. Для достижения этой задачи важно развивать систему подготовки врачей в направлении целенаправленной деятельности по формированию и развитию клинического мышления, используя для этого самые разные формы