25 января 2019 года в рамках юбилейной науно-практической конференции стоматологов и челюстно-лицевых хирургов, посвящённой 120-летию стоматологического образования в России прошёл сателлитный симпозиум «Пятилетний опыт использования метода экспресс диагностики ПСАФ аутодезадаптации в образовательном, научном и лечебном  процессах» под девизом: «… воспитать не просто узких специалистов, а врачей, которые являются священниками, по сути, имеют возможность чувствовать человеческие души, оказывать лечебное воздействие на пациентов через общение». /Министр здравоохранения Российской Федерации академик РАН Вероника Игоревна Скворцова/.

 

Вектор дискуссии на симпозиуме определил ректор Университета Сергей Фёдорович Багненко. Он предложил участникам симпозиума посмотреть фрагмент кинофильма «Врача вызывали?», снятый на Ленфильме в 1974 году, вспомнить слова профессора, чью роль исполняет Леонид Броневой: «Я совершенно убеждён, что каждый больной хочет исповедаться врачу, потому что он, больной, сознательно или бессознательно ищет утешения у врача».

Открывая симпозиум, Сергей Фёдорович повторил мысль, сформулированную им в предисловии к первому пособию для преподавателей, врачей и студентов «Синдром психо-сенсорно-анатомо-функциональной дезадаптации» в лечебном и образовательном процессе Первого СПбГМУ им. акад.  И.П. Павлова».

BagnenkoSF

«Основная  задача медицинского вуза - подготовка врача, гармонично сочетающего в себе  знание, умение, владение  инновационными технологиями, методами позитивного воздействия на психологическое состояние больного. В основе методов позитивного воздействия на психологическое состояние больного лежит познание внутренней картины болезни. Первый шаг к познанию внутренней картины болезни - экспресс диагностика выраженности и структуры «Синдрома ПСАФ аутодезадаптации».

Простота, информативность первичной экспресс диагностики ПСАФ аутодезадаптации облегчает решение других задач, важных для медицины, - последовательное формирование у студентов, врачей, молодых преподавателей и учёных системного био-психо-социального подхода к исследованию человека, изучению состояния его здоровья, его болезни.

Конечно, чтобы больной поделился с врачом внутренней картиной своего состояния, исповедался перед ним, врач должен соответствовать высоким морально-этическим нормам или, как писал Антон Павлович Чехов, в нём «… должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

 

Далее, выступая с докладами, в дискуссии приняли участие ведущие клиницисты, психологи ПСПбГМУ им. акад. И.П. Павлова, СЗГМУ им. И.И. Мечникова, Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова, СПбНИПНИ им. В.М. Бехтерева, Харьковского национального медицинского университета, РГПУ им. А.И. Герцена, а также бывшие студенты СНО нашего Университета, защитившие или работающие над кандидатскими диссертациями по проблеме ПСАФ аутодезадаптации.

Ниже приведены названия сообщений основных докладчиков и их краткое резюме.

 

«Разработка и апробация учебного модуля, ориентированного на формирование у студентов, клинических ординаторов целостного восприятия здоровья и болезни с использованием метода экспресс-диагностики ПСАФ аутодезадаптации». Профессор А.И. Ярёменко, профессор Н.П. Ванчакова.

Iaremenko AI

Результаты разработки и апробации методических и организационных основ отдельных кластеров последовательного формирования у обучающихся навыка владения методикой экспресс диагностики ПСАФ аутодезадаптации позволяют приступить к созданию учебного модуля, ориентированного на формирование у студентов системного био-психо-социального подхода к обследованию и лечению больного.

Профессор А.И. Ярёменко

0103 Vanchakova

«Психиатрия, а особенно психосоматическая медицина, трудно усваиваются студентами, так как на более ранних этапах обучения в медицинском ВУЗ‘е значительно сильнее расставлены акценты на изучение физического, соматического состояния человека, соматических расстройств». «Интегративная медицина», 2007.

Профессор Н.П. Ванчакова

 

«Трёхлетний опыт формирования начальных навыков диагностики ПСАФ аутодезадаптации у студентов 1 курса ПСПбГМУ им. акад. И.П. Павлова». Профессор Е.Р. Исаева, профессор М.М. Соловьёв, к.т.н. А.В. Тишков. 

Isaeva ER

Если первый шаг будущего врача к познанию внутренней картины болезни человека – экспресс диагностика выраженности «Синдрома  ПСАФ аутодезадаптации», то первые пол-шага – это познание структуры собственной   ПСАФ аутодезадаптации.

Обучить студента методике самоанализа структуры собственной ПСАФ аутодезадаптации возможно и нужно как можно раньше, как обучают детей игре на музыкальных инструментах.

Профессор Е.Р. Исаева

М.М. Соловьев

Меня спрашивают: Чем Вы занимаетесь со студентами? Отвечаю:  Учимся трансформировать виртуальное в реальное, учимся читать мысли больного, отражающие состояние его ПСАФ аутодезадаптации.

Профессор М.М. Соловьёв

 

 

«Перспективы использования экспресс диагностики ПСАФ аутодезадаптации в реабилитологии». Профессор А.А. Потапчук. 

Potapchuk AA

Методика экспресс диагностики ПСАФ аутодезадаптации, доступная врачу, работающему в стационаре и на амбулаторном приёме, позволяет количественно и качественно оценить психическое напряжение больного.

Понятие аутодезадаптации и методика её оценки могут быть «инструментом»  междисциплинарного общения врачей-клиницистов с психологами,  психотерапевтами и другими членами команды реабилитологов.

Профессор А.А. Потапчук

 

 

«Интегративный подход и ПСАФ синдром с позиций холической парадигмы – интегративной медицины». Профессор С.А. Парцерняк, И.А. Лебедева, Г.Н. Маградзе, А.В. Чернорай.

С.А. Парцерняк

Внедрение в клиническую практику метода первичной экспресс диагностики ПСАФ аутодезадаптации послужит новым импульсом к дальнейшему развитию интегративной (холической) медицины, сосредоточенной на лечении «человек а в целом», а не на лечении только конкретной болезни.

Профессор С.А. Парцерняк

 

«Обоснование системного подхода к диагностике и лечению больных заболеваниями пародонта». Профессор Л.Ю. Орехова, профессор Т.В. Кудрявцева, доцент Е.С. Лобода , аспирант Э.В. Гриненко,  доцент В.В. Тачалов.

OrekhovaLY

 Для превращения интересных идей в прорывные  технологии в области лечения и профилактики заболеваний пародонта необходимо создать синнергию медицинских, психологических и педагогических дисциплин.

Диагностика ПСАФ аутодезадаптации на пародонтологическом приёме – прекрасный пример достижения успеха не только в сохранении зубов, но и в максимально благотворном влиянии на организм в целом, на психологический статус больного.

Профессор Л.Ю. Орехова

 

«Оценка синдрома психо-сенсорно-анатомо-функциональной аутодезадаптации у пациентов, использующих иммидиат-протезы, выполненные различными методами». Профессор Р.А. Фадеев, Е.В. Крапивин.

Фадеев Р.А

Методика диагностики ПСАФ аутодезадаптации является тем инструментом, который  позволяет с позиции системного биопсихосоциального подхода дать всестороннюю оценку эффективности проведённого ортодонтического, хирургического, комбинированного лечения больных с зубочелюстнолицевых аномалий.

Профессор Р.А. Фадеев

 

«Деонтологические аспекты в ПСАФ аутодезадаптации при хирургической патологии челюстно-лицевой областию». Профссор  Г.П. Рузин (Харьков, Украина)

Рузин Г.П

Важным критерием эффективности проводимого лечения является показатель  качества жизни пациента.

На наш взгляд, учёт показателей выраженности и структуры ПСАФ аутодезадаптации при исследовании пациента и разработке индивидуально ориентированной программы лечения, реабилитации позволяет улучшить качество его жизни.

Профссор  Г.П. Рузин

 

«Использование данных изучения выраженности и структуры ПСАФ аутодезадаптации для оценки тревожности при биопсихоциальном подходе к исследованию стоматологического больного». Профессор Е.Е. Малкова, д.м.н., доцент Р.К. Раад.

Малкова Е.Е

У больных острыми воспалительными  заболеваниями выявлена достоверная корреляционная взаимосвязь между выраженностью ПСАФ аутодезадаптации, значением интегрального теста тревожности (ИТТ) и  индивидуально--личностными особенностями (тест «Большая пятёрка»).

Профессор Е.Е. Малкова

 

«Ретроспективный анализ участия студентов  в обосновании необходимости и внедрения метода экспресс диагностики ПСАФ аутодезадаптации в учебный процесс». Доцент Т.М. Алехова, Е.А. Карпищенко, аспирант Т.Н. Овсепян, Г.А. Косач, Э.В. Посохова, Д.Б. Пази, Е.А. Никулина.

Пази Д.Б

Мне искренне понравилось принимать участие в исследовательской работе на кафедре и, самое главное – привносить принципы синдрома ПСАФ аутодезадаптации в мою повседневную практику. Я не могу говорить за всех, но во мне многое изменилось в отношении к работе и к пациентам, в частности.

Выпускник ПСПбГМУ им. акад. И.П. Павлова
Д.Б. 
Пази

 

«Сопоставление объективных результатов лечения бисфосфонатных остеонекрозов челюстей с самооценкой  пациентами внутренней картины заболевания". Профессор Г.А. Хацкевич, Т.Л. Онохова,Э.В. Туманов, И.Г. Трофимов.

Хацкевич Г.А

ПСАФ аутодезадаптация человека – несомненный повод для серьёзных раздумий и индивидуума, и исследователей. Знание условий  и интуитивное восприятие самоощущений больного позволяют врачу принять соответствующие решения для оптимизации хода развития событий -  профилактики, лечения.

Профессор Г.А. Хацкевич

 

«Изучение результатов самоанализа студентов первого курса лечебного и стоматологического факультетов с использованием Листа добровольной доверительной информации врача (Листа ДДИВ)». К.м.н. А.А. Сакович, к.м.н. А.С. Галяпин, д.ист.н. профессор И.В. Зимин, Л.Г. Кондрашкина.

 

«Системный подход с учётом ПСАФ аутодезадаптации к мониторингу состояния больных острыми одонтогенными воспалительными заболеваниями ЧЛЛ». К.м.н. М.Б. Кадыров, к.м.н. Г.Н. Маградзе, К.П. Пименов.

 

«Академическая история болезни с позиций системного билпсихосоциального подхода к исследованию, лечению и реабилитации больного стоматологического или челюстно-лицевого профиля». К.м.н. Н.В. Пахомова, клинический  ординатор Г.А.Косач.

Пахомова Н.В

По нашему мнению, темой квалификационной, профессионально ориентированной научной работой для выпускников медицинского вуза должна быть академическая история болезни, отражающая системный био-психо-социальный междисциплинарный подход к исследованию и разработке индивидуально ориентированной программы комплексного лечения и реабилитации больного.

К.м.н. Н.В. Пахомова


 

К. м. н. М.Б. Кадыров