Современный мир характеризуется комплексом свойств, для обобщения которых в конце ХХ предложен термин «VUCA-мир», в котором каждая буква означает одну из характеристик: Volatility – Изменчивость, Неустойчивость; Uncertainty – Неопределенность; Complexity — Сложность; Ambiguity – Неясность, Двусмысленность.

Постоянно возрастающий сегодня объем информации приводит к стрессу, в результате организм работать на износ, что ухудшает здоровье человека. Поэтому в современном мире максимально адаптированными и успешными оказываются специалисты, характеризующиеся гибким и быстрым умом; способностью к системному, креативному и критическому мышлению, проведению анализа; обладающие хорошей межличностной чувствительностью и высоким уровнем эмоционального интеллекта; умеющие увидеть несколько вариантов решения проблемной ситуации.

Специалисты выделяют два типа навыков: hard-skills и soft-skills. Первые «hard-skills» (или «жесткие навыки») - узко профессиональные знания, умения и навыки, связанные с выполнением трудовых функций. Например, осмотр больного, постановка диагноза и др. Вторая группа - «soft-skills» (или «мягкие навыки», часто их называют «надпрофессиональными») – набор универсальных компетенций, который необходим каждому человеку и успешному специалисту вне зависимости от профессиональной специализации.

В период 21 октября по 6 ноября 2019 года студенты Первого Санкт-Петербургского медицинского университета им. И. П. Павлова участвовали в осенней школе «Mind-fitness». Обучение в школе нацелено на развитие у современной молодёжи ключевых «мягких компетенций»: коммуникационных навыков, когнитивной гибкости, системного мышления, эмоционального интеллекта и других. В работе этой образовательной площадки традиционно участвуют старшеклассники и студенты Санкт-Петербурга.

Занятия проводили ведущие преподаватели Герценовского университета, Первого Санкт-Петербургского медицинского университета им. И. П. Павлова, а также сертифицированные тренеры и игротехники.

Программа обучения строилась следующим образом: каждый день был посвящен одному из мягких навыков. На тренингах по когнитивному развитию участники развивали внимание, мышление, речь и память: тренировались работать с большими объемами медицинской информации, повышали скорость мышления и т.д. Студенты также освоили основы мнемотехники, научились кодировать медицинские термины На занятиях, посвященных эмоциональному интеллекту, студенты развивали рефлексию и эмпатию, изучали методики принятия чувств пациентов, знакомились с инструментами борьбы со стрессом, учились применять навыки самоконтроля и т.д. Занятия, посвященные исследовательской компетенции, включали в себя проектирование программы исследования, работу с источниками информации, обработку результатов и др. Все занятия охватывали одну или группу близких навыков, которые способствовали  формированию эффективных поведенческих моделей сразу по нескольким компетенциям.

Врач сегодня должен не только качественно оказывать медицинскую помощь, но и быть способным найти подход при взаимодействии с разного рода пациентами, объяснить больному логику лечения, организовать работу во врачебной/научной команде; разработать структуру исследования и т.д. Таким образом, сформированные «soft-skills» являются важной составляющей профессионального развития медицинского специалиста.

Руководитель Центра взаимодействия с выпускниками
ФГБОУ ВО ПСПбГМУ им. И.П.Павлова Минздрава России,
доцент кафедры неврологии и мануальной медицины ФПО, к.м.н.,

Эмануэль Юлия Владимировна