Исследователи Первого Санкт-Петербургского Медицинского университета имени академика И.П. Павлова: Полякова E.A., Зарайский M.И., Михайлов E.Н., Баранова E.И., Галагудза M.M. во главе с заведущим кафедрой факультетской терапии, академиком РАН Евгением Владимировичем Шляхто впервые обнаружили в крови нехолестериновые маркеры многососудистого атеросклероза коронарных артерий у больных ишемической болезнью сердца (ИБС).

Ученые доказали, что уровни в крови и миокарде определенных молекул микроРНК напрямую ассоциированы с многососудистым атеросклерозом коронарных артерий у больных ишемической болезнью сердца. Это значит, что при помощи анализа крови возможно на ранних стадиях диагностировать ИБС и ее тяжелые клинические формы, такие как острый коронарный синдром и инфаркт миокарда. Как известно, эти патологии широко распространены в мире и являются основными причинами смертности населения.

Риск развития этих грозных проявлений болезни определяется тяжестью процессов формирования атеросклеротической бляшки с последующим тромбозом в коронарных артериях, питающих сердце. Поэтому выявление маркеров высокого сердечно-сосудистого риска является приоритетной задачей ученых с целью профилактики ИБС, борьбы с осложнениями и снижения летальности.

МикроРНК – это класс регуляторных соединений, включающий более 1800 известных молекул, способных подавлять экспрессию определенных генов. Они соединяются с 3’UTR концом целевых матричных РНК, что приводит к подавлению трансляции и дальнейшей деградации транскрипта. Влияние микроРНК на регуляцию экспрессии значительно: более 60% генов, кодирующих белки, содержат сайты связывания с микроРНК. Нарушения этого пути регуляции способны привести к серьезным последствиям, в том числе к прогрессированию атеросклероза.

«Нам впервые удалось обнаружить нехолестериновые маркеры в периферической крови, указывающие на высокую вероятность многососудистого атеросклеротического поражения коронарных артерий при ишемической болезни сердца, — комментирует старший научный сотрудник НИЛ артериальной гипертензии НИИ сердечно-сосудистых заболеваний, ассистент кафедры терапии факультетской, врач-кардиолог, к.м.н. Екатерина Анатольевна Полякова. — Это во многом облегчит и ускорит постановку диагноза, а также поможет начать лечение до того, как проявление болезни стало угрожающим для жизни пациента».

Результаты работы опубликованы в International Journal of Cardiology (DOI: 10.1016/j.ijcard.2020.08.043):

Polyakova EA, Zaraiskii MI, Mikhaylov EN, Baranova EI, Galagudza MM, Shlyakhto EV. Association of myocardial and serum miRNA expression patterns with the presence and extent of coronary artery disease: a cross-sectional study. Int J Cardiol 2020; р. 1-11.

Также по теме исследования получен патент на изобретение № RU 2677280 C1.

Научной группой продолжаются исследования, направленные на поиск эпигенетических и гуморальных факторов и мишеней высокого сердечно-сосудистого риска, чтобы использовать их в практической кардиологии.

Иллюстрация ИБС ИБС