11 мая в ПСПбГМУ им. акад. И.П. Павлова прошел всероссийский семинар-практикум 

«Управление системой коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями (тяжелые нарушения речи)». 

Цель мероприятия - совершенствование профессионально-личностной компетенции педагогов и представителей администрации образовательных организаций средствами диссеминации успешного опыта реализации стратегий комплексного междисциплинарного сопровождения детей с особыми образовательными потребностями при овладении ими основных и адаптированных общеобразовательных программ дошкольного образования. 

Более 40 специалистов специалистов (медики, педагоги, психологи, логопеды и др.) представили лучшие практики решения актуальных проблем управления коррекционной работой и реализации инклюзивного принципа в образовательных организациях. По данным мировой статистики, число речевых и других расстройств у детей дошкольного возраста неуклонно растет, в связи с чем актуальность их раннего выявления и коррекции становится неоспоримой. Проблема помощи детям с ОВЗ стоит настолько остро, что одним из важнейших направлений работы в образовательных организациях является ведение коррекционно-развивающей работы. 

Учеными обоснована важность своевременности коррекционные мероприятий: необходимо обеспечить соответствие «критическим периодам» в развитии ребенка - строгим временным окнам, в течение которых воздействие булет плодотворным, т.к. не сформировавшаяся в соответствующий момент развития ребенка функция мозга зачастую не развивается нормально в более поздние сроки, в связи с тем, что мозг переходит уже на другой этап развития, а воспроизведение предшествующих стадий структурно-функциональных отношений становится невозможным. Для того, чтобы добиться стойкости результатов по преодолению и профилактике нарушений речи в детском саду, необходимо понимать, что важна системная работа педагогического коллектива. Конечно, основная нагрузка падает на учителя-логопеда, однако при этом вся система взаимодействия сотрудников должна представлять собой не изолированную деятельность отдельных специалистов и педагогов, а целостность и преемственность в работе логопеда, воспитателя и инструктора по физической культуре и других специалистов.

Открыла мероприятие Алла Аскольдовна Потапчук, д.м.н., профессор, проректор по воспитательной работе ПСПбГМУ им. акад. И.П.Павлова.  После чего Эмануэль Юлия Владимировна, к.м.н., доцент кафедры неврологии и мануальной медицины ФПО ПСПбГМУ им. акад. И.П.Павлова представила доклад на тему «Нейропсихологическое развитие детей: взгляд врача-невролога».  Специалисты психологического профиля - Тельнюк Ирина Владимировна, к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии ФПО ПСПбГМУ им. акад. И.П.Павлова и Демченко Наталья Викторовна, методист лаборатории образовательных инноваций ГБДОУ № 53 Петроградского района Санкт-Петербурга - представили результаты исследования на тему «Развивающее оценивание как современный образовательный тренд в системе дошкольного образования». 

Не остались в стороне и регионы. «Модели междисциплинарного повышения квалификации педагогов в сфере работы с детьми с ОВЗ: опыт Вологодской области» обобщила Смирнова Галина Георгиевна, начальник управления кадровой политики и правового обеспечения департамента здравоохранения Вологодской области.

Доклад на тему «Преемственность в системе образования: опыт построения инклюзивного пространства в университетской среде» представила Ракитина Ирина Сергеевна, к.м.н., начальник Центра содействия трудоустройству и сопровождению выпускников, доцент, декан факультета среднего профессионального образования и бакалавриата ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П.Павлова».

После окончания пленарного заседания участники разошлись по секциям. Первая секция - «Системный подход к обучению детей с нарушениями речевого развития» - объединяла доклады, посвященные организации работы с детьми с ОВЗ.  Не обошли стороной и особенности современного мира: поделились опытом использования современных цифровых технологий: смарт-стола и устройства "Мимио" в коррекционно-педагогической работе.  Участники рассмотрели вопросы психогимнастики; развития фонематического восприятия и звуковой культуры речи дошкольников; подискутировали на тему развития просодических компонентов у детей с речевой патологией; разобрали формы организации работы с су-джок массажерами в логопедической практике; представили возможности коррекции психолого-речевых проблем через театрализованную деятельность, а также посредством знакомства дошкольников с литературными произведениями.  Работа по развитию и формированию речевой деятельности у детей с ОВЗ реализуется как индивидуально, так и в группе. Выбор формы определяется спецификой конкретной педагогической ситуации: целями обучения, характером подачи материала, а также индивидуальными особенностями обучающихся. Педагоги поделилось различными примерами разработок занятий.

На второй секции - «Современные технологии коррекционно-развивающей работы в ДОУ» - участники поделились опытом создания  авторского электронного учебного пособия по развитию фонематического слуха "Карамелька учит звуки и буквы" и показали примеры создания лэпбука как средства развития связной речи дошкольников.  Рассмотрели направления интеграции в коррекционной работу следующих технологий:  квиллинг, игротерапия, биоэнергопластика, логопедическая ритмика и др.  Выступления проходили в формате практикума: Педагоги сразу же отрабатывали технологии: танцевали, отстукивали звуки и многое другое. 

Мероприятие вызвало большой интерес у участников.