Заведующий кафедрой

ЛопатинаЕВЕкатерина Валентиновна Лопатина, профессор, доктор биологических наук.

e-mail: evlopatina@yandex.ru
рабочий телефон: 8 (812) 338 6604 

 

 

 

 

 

Ответственные:

за учебную работу — Наталья Викторовна  Федорова доцент, кандидат биологических наук.

тел.: +7 (812) 338 7033 (учебная часть)
e-mail:  fedorova.natalia2011@gmail.com

за научную работу –Наталья Анатольевна Пасатецкая,  доцент, кандидат биологических наук

e-mail: npasatetckaia@yandex.ru

Кафедра расположена по адресу: 197022, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, ул. Льва Толстого, д. 6-8, корпус № 30 (здание 7-й аудитории), 3 этаж.

карта

История кафедры

Женский медицинский институт был открыт 14 сентября 1987 года. Совет Женского медицинского института считал, что на первом плане при подготовке докторов должно стоять приобретение теоретических знаний, как по естественным, так и по основным медицинским наукам, поскольку практическая работа врача невозможна без фундаментальной подготовки по так называемым теоретическим дисциплинам. Благодаря такому решению уже в 1898 году в Институте была организована кафедра физиологии, которую возглавил доктор медицины В. И. Вартанова (1853-1919).

За первые 20 лет своего существования, благодаря активности заведующего и его помощников — В.Ю. Чаговца и в особенности И.С. Цитовича —кафедра физиологии смогла обеспечить учебный и научный процесс необходимыми приборами и инструментами лучше, чем старейшие физиологические учебно-научные организации Петрограда — Санкт-Петербургский университет и Военно-медицинская академия.

история кафедры 1

Кафедра физиологии, созданная прежде всего для обучения студенток-медичек нового российского института, уже в 1898 году организовала для них лекционный курс. Кроме лекций и присутствия на демонстрации экспериментов, студентки изучали физиологию на практических занятиях. В своих воспоминаниях И.С. Цитович писал: «...что касается обязательных практических занятий, то ни в мое время, ни после практических занятий у Павлова не было... Однако, признавая пользу практикума, Иван Петрович примерно в 1913-1914 гг. после постройки новой лаборатории ввел такой практикум в Военно-Медицинской академии». С 1909 учебного года в ЖМИ лабораторный практикум впервые в России был сделан обязательным с регистрацией посещаемости и последующей сдачей зачета.

Поскольку имевшиеся учебные руководства по физиологии не содержали методических указаний по проведению исследований, сотрудники кафедры подготовили первые учебники для практических занятий — «практикумы», составленные И.С. Цитовичем, а затем А.Г. Гинецинским и Л.Г. Лейбсоном под редакцией профессора Л.А. Орбели. Созданная основоположниками организация учебного процесса стала традицией, которая поддерживается и развивается на кафедре в течение всего времени ее существования.

C 1906 года здесь на кафедре начали интенсивно развиваться экспериментальные исследования.

Весьма значительна была роль кафедры физиологии Женского медицинского института в организации Физиологического общества имени И.М. Сеченова. Вместе с профессором А.А. Лихачевым, заведующим кафедрой фармакологии и общей терапии, ученым секретарем Совета ЖМИ, профессор В.И. Вартанов являлся инициатором и организатором Общества российских физиологов имени И.М. Сеченова. А.А. Лихачев и В.И. Вартанов разработали проект устава нового общества, составили положение о «Русском физиологическом журнале». Комиссия в составе академика И.П. Павлова, профессоров Н.Е. Введенского, В.И. Вартанова и А.А. Лихачева подготовила окончательный текст устава Общества. Весной 1917 года был созван 1-й съезд русских физиологов, работавший в аудитории Ученого совета ЖМИ. В.И. Вартанов был избран на съезде членом правления Общества, секретарями правления стали прозектор кафедры И.С. Цитович и профессор Л.А. Орбели.

история кафедры 2

Таким образом, за первые 20 лет работы кафедра физиологии Женского медицинского института сумела завоевать большой научный авторитет и занять одно из ведущих мест среди физиологических кафедр.

Последствия войны (1914-1917) и революции не могли не отразиться на состоянии Института и кафедры. Проблема «неустройства жизни во всех ее областях» усугублялась для кафедры физиологии личной трагедией: в эти годы коллектив потерял своего основоположника. В.И. Вартанов трагически погиб от рук бандитов в 1919 году. Это была тяжелая утрата. Новым руководителем кафедры был избран профессор Л. А. Орбели . Его избрание ознаменовало новый размах научной работы на кафедре.. Идея адаптационно-трофического влияния симпатической нервной системы на скелетные мышцы легла в основу многочисленных экспериментальных работ сотрудников кафедры. Достигнутые в этой области успехи входят в современные физиологические руководства и учебники. Долгие годы в учебной и научной деятельности кафедры физиологии участвовала А. В. Тонких. первый физиолог, получившая образование в Женском медицинском институте в 1914 году, первая женщина- доктор наук и профессор в области физиологии в России.

В 1931 году Леон Абгарович покинул кафедру нормальной физиологии 1-го Ленинградского медицинского института (1 ЛМИ). В период с 1931 по 1935 год с кафедры также ушли его наиболее яркие ученики. Уход Л.А. Орбели и его талантливых соратников спровоцировали разногласия по вопросам преподавания, возникшие между руководством кафедры и Института.

После перехода Л.А. Орбели на работу в Военно-медицинскую академию кафедру возглавил  П.С. Купалов. Долгие годы с 1931 по 1951 год он совмещал заведование Павловским отделом Института экспериментальной медицины АМН СССР с руководством кафедрой физиологии 1 ЛМИ, положив начало тесной постоянной связи кафедры и ИЭМа, сохранившейся по сей день.

Учебная работа всегда оставалась приоритетной для сотрудников кафедры.. Изучение каждого раздела завершали итоговым занятием, на котором будущие врачи вместе с преподавателем обсуждали экспериментальные результаты, полученные студентами на лабораторных работах, и теоретические сведения по пройденному разделу физиологии. На многих занятиях студенты практиковали клинические методики, например, измерение артериального давления, регистрацию дыхания при функциональных нагрузках.

В 1930-е годы возросли бюджетные ассигнования на научную и учебную работу Института и кафедры. В эти годы в 1 ЛМИ был построен новый Анатомический корпус, в котором для кафедры нормальной физиологии были выделены просторные помещения для учебной и научной работы. Закупалось учебное и научное оборудование, особенно в годы, предшествующие Второй мировой войне.

Великая Отечественная война вызвала чрезвычайные и тягчайшие изменения в жизни 1 ЛМИ им. акад. И.П. Павлова. В 1942 году кафедра физиологии вместе с оборудованием была эвакуирована вьКрасноярск, где проработала до 1944 года. Осенью 1942 года в блокированном Ленинграде был открыт филиал кафедры, существовавший вплоть до 1944 года. До марта 1942 года обязанности заведующего исполнял Д.Г. Квасов. После его эвакуации и до возвращения Института в Ленинград филиалом кафедры руководил А.И. Науменко, сочетая работу по руководству кафедрой с должностью декана факультета, а также с руководством службой здравоохранения Петроградского района. Научная тематика кафедры во время войны была полностью пересмотрена.. Те, кто был в это время в городе, принимали участие в изучении проблем алиментарной дистрофии, вызываемой недостатком пищи у экспериментальных животных, а также исследовали кортикальные компоненты гипертонии.

Тяжелые годы войны, блокады, эвакуации нанесли огромный ущерб аппаратуре и инструментарию кафедры. Потребовалось выделение Институту больших средств государством и содействие предприятий промышленности, чтобы кафедра вновь получила необходимые для научных и учебных целей физиологические приборы, комплексные установки, инструментарий. Особенно успешно восстановление происходило в 1945-1946 годы.

С 1953 по 1955 год кафедрой руководил академик АМН СССР, профессор Д. А Бирюков — крупный организатор науки, директор ИЭМ АМН СССР, главный редактор Физиологического журнала СССР имени И.М. Сеченова. Проводимые исследования были посвящены сравнительной физиологии и патологии высшей нервной деятельности, механизмам рефлекторной и нервно-гуморальной регуляции функций, роли экологически адекватной афферентации в становлении рефлекторной деятельности.

С 1956 по 1974 год кафедру возглавлял член-корреспондент АМН СССР, профессор А. В. Кибяков, приглашенный из Казанского медицинского института, один из создателей теории химической передачи возбуждения в синаптических структурах. В это время значительно увеличилось количество лекционных демонстраций, проводимых на теплокровных животных (кошках, собаках, кроликах). эксперименты на собаках и крысах. С целью улучшения контроля знаний были введены итоговые семинарские занятия по всем разделам изучаемого курса. Под руководством А.В. Кибякова на кафедре было защищено более десяти диссертаций, в том числе две докторские,. Под руководством А.В. Кибякова выполнен ряд работ хирургами, терапевтами, офтальмологами и другими клиницистами.

С 1974 по 1984 год кафедрой заведовал член-корреспондент АМН СССР, профессор Н. Ю. Беленков, начинавший свою научную деятельность в Ленинградском государственном университете под руководством А.А. Ухтомского. В послевоенные годы он проводил исследования по структурно-функциональной организации условного рефлекса в физиологическом отделе им. И.П. Павлова Института экспериментальной медицины, которым руководил П.С. Купалов. В эти же годы началась педагогическая деятельность Н.Ю. Беленкова в стенах Военно-медицинской академии и в 1 ЛМИ.

Многолетний опыт работы по изучению физиологии высшей нервной деятельности, владение новейшими оригинальными экспериментальными методиками, высокая эрудиция позволили Н.Ю. Беленкову организовать на кафедре, в проблемной лаборатории кафедры и в Академической группе исследования, посвященные утверждению принципа целостности в деятельности мозга. В конце 1970-х — начале 1980-х годов на практических занятиях студенты получили возможность изучать поведенческие реакции животных, возникающие в ответ на электрическое раздражение головного мозга, влияние на поведение обстановочной афферентации, мотиваций, памяти.

С 1986 по 2009 год кафедрой заведовал академик РАМН, заслуженный деятель науки РФ, лауреат Государственной премии, директор Научно-исследовательского института экспериментальной медицины РАМН, вице-президент РАМН, председатель Президиума Северо-Западного отделения РАМН, почетный доктор многих российских и зарубежных университетов и академий, профессор  Б. И. Ткаченко.. Под его руководством на кафедре был проведен большой объем методической работы по перестройке учебного процесса по всей программе курса нормальной физиологии с новой расстановкой акцентов, приданием приоритета тем вопросам программы, знание которых необходимо врачу в первую очередь. Были введены специальные лекции по темам, которые являются профильными для студентов стоматологического факультета, разработаны особые программы для факультета спортивной медицины и элективные курсы.

Под редакцией академика РАМН Б.И. Ткаченко издан трехтомный учебник «Основы физиологии человека», дважды переизданный, а также учебник «Физиология человека: compendium» в помощь, прежде всего, иностранным студентам. С приходом Б.И. Ткаченко кафедра установила плодотворные учебно-методические контакты с медицинскими вузами Санкт- Петербурга, Москвы, Барнаула, Новгорода, Курска, Ростова-на-Дону, Владикавказа, Самары, Челябинска, Тамбова, Львова, Минска, Душанбе.

В 1989-1993 годах кафедра принимала участие в работе Проблемной комиссии по преподаванию физиологии в вузах страны Центрального совета Всесоюзного физиологического общества.

Научное направление кафедры было посвящено изучению устойчивости висцеральных систем к комплексу химических раздражителей разной модальности, взаимодействию холинэргических и адренэргических механизмов в регуляции системой гемодинамики, изменению резистивной и емкостной функции органных сосудов при кооперации прессорных и депрессорных стимулов.

После скоропостижной кончины Б. И. Ткаченко в сентябре 2009 года кафедру возглавил доктор медицинских наук, профессор А. Ф.Якимовский, увлеченный и талантливый педагог, организатор и вдохновитель научной работы студентов, неизменный председатель СНО, чуткий и профессиональный руководитель, сохранивший четкую работу кафедры по обучению студентов, активно занимающийся клинико диагностической работой, автор более 150 научных и методических публикаций.

В 2012 году в СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова была создана лаборатория физиологии и патологии двигательного поведения, которой с момента ее организации вплоть до декабря 2020 г. руководил А.Ф. Якимовский. Истоки проводимой в ней работы были обозначены еще в период руководства кафедрой (1974-1984) членом-корреспондентом АМН СССР Н.Ю. Беленковым, развивавшим идеи системной, объединенной деятельности головного мозга. Сотрудниками лаборатории получены данные о возможной роли дофаминергической системы в генезе не только двигательных, но и сенсорных расстройств при паркинсонизме, продемонстрирована взаимосвязь указанных нарушений с нейромедиаторными пептидными факторами.

В 2017 по приглашению ректора Университета, академика РАН, профессора С.Ф. Багненко руководство кафедрой приняла доктор биологических наук Е.В. Лопатина, представитель физиологической школы Санкт-Петербургского университета, автор более чем 120 публикаций, трех монографий, пяти патентов РФ и одного патента США, член редакционного совета Волгоградского научно-медицинского журнала. 

Цели и задачи кафедры, содержание дисциплины 

Цель работы кафедры - организация и проведение образовательного процесса в в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования по направлениям подготовки:

  • 31.05.01 «Лечебное дело (уровень специалитета)»,
  • 31.05.02 «Педиатрия» (уровень специалитета), 
  • 31.05.03 «Стоматология (уровень специалитета)»,
  • 34.03.01 «Сестринское дело» (уровень бакалавриата), 
  • 31.08.37 «Клиническая психология» (уровень специалитета)
  • 49.03.02 Адаптивная физическая культура (уровень бакалавриата).


Основные задачи

  • обучение студентов нормальной физиологии путем чтения лекций и проведения практических занятий в соответствии с рабочими программами для каждого курса, приобретение студентами знаний о закономерностях функционирования как отдельных систем, так и целого организма, знаний о приспособлении (адаптации) его к различным, условиям жизни и механизмах, обеспечивающих эти приспособления, а также навыков выполнения экспериментальной работы с животными, использования компьютерных моделей физиологических экспериментов, получение начальной практики выполнения клинических исследований (анализ крови, запись и анализ ЭМГ, ЭКГ, спирограммы и т.д.);
  • контроль динамичной совокупности знаний, умений, навыков, способностей, ценностей и личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности, социальной активности и личностного развития выпускников вузов, которую они обязаны освоить и продемонстрировать после завершения части образовательной программы;
  • методическая работа, направленная на совершенствование рабочих программ обучения и методики преподавания;
  • подготовка и публикация учебной литературы;
  • воспитательная работа со студентами;
  • Проведение научных исследований на основе плана научной деятельности кафедры;
  • вовлечение студентов в научные исследования, проводимые сотрудниками кафедры;
  • руководство научно-исследовательской деятельностью студентов, руководство аспирантами, докторантами, соискателями и стажерами.

 

Сотрудники кафедры

ЛопатинаЕВ 1Екатерина Валентиновна Лопатина, профессор, доктор биологических наук, окончила Санкт-Петербургский государственный университет в 1991 году, заведует кафедрой с 2017 года. Под ее руководством защищены 1 докторская и 2 кандидатские диссертации по специальностям – физиология, нервные болезни

 

 

 

Колбанов ВВВладимир Васильевич Колбанов, профессор, доктор медицинских наук, окончил Военно-медицинскую академию имени С.М.Кирова в1960 году, работает на кафедре с 2010 года. Один из основоположников учения о здоровом образе жизни.

 

 

 

ПоляковЮИЮрий Израилевич Поляков, заслуженный врач РФ, профессор, доктор медицинских наук, окончил Первый Ленинградский медицинский институт им. акад. И.П.Павлова в 1974 году, работает на кафедре с 2018 года. Под его руководством защищены 3 кандидатские диссертации по специальностям – физиология, психофизиология, психиатрия.

 

 

ЕвлаховВИВадим Иванович Евлахов, доцент, доктор медицинских наук, доцент, доктор медицинских наук, окончил Первый Ленинградский медицинский институт им. акад. И.П. Павлова в 1988 г, работает на кафедре с 1988 г. Заведует лабораторией физиологии висцеральных систем ИЭМ. Признанный специалист в области физиологии сердечно-сосудистой системы и микроциркуляции.

 

 

КоробковаАМАнгелина Михайловна Коробкова, доцент кандидат биологических наук, окончила Санкт-Петербургский государственный университет в 1979 г, работает на кафедре с 1996 года. Хранитель архива кафедры.

 

 

 

ПасатецкаяНАНаталья Анатольевна Пасатецкая, зам.заведующего кафедрой по научной работе, доцент, кандидат биологических наук, окончила Cанкт-Петербургский государственный университет в 2014 г., работает на кафедре с 2020 г. Признанный специалист в области молекулярной и клеточной физиологии.

 

 

ФедороваНВНаталья Викторовна Федорова, зав.учебной частью, доцент, кандидат биологических наук, окончила российский государственный педагогический университет в 2001 году, обучалась в.East China Normal University, Department of Chinese study, China 2001-2002, Fudan University, Department of life science , center of brain science, China. Postdoc.2006-2008. Работает на кафедре с 2012 года.

 

 

ПетроваОПОльга Павловна Петрова, старший преподаватель, кандидат биологических наук окончила Cанкт-Петербургский государственный университет в 1981 г., Postdoctoral fellow: W.G.Kerckhoff-Institut, Max-Planck-Institut fur Physiologische und Klinische Forschung, Bud – Nauheim, Frankfurt am Main, Germany, 1991-1993 г., работает на кафедре с 2014 г.

 

 

Володина ННаталья Яковлевна Володина, асссистент, кандидат биологических наук (Ph.D), окончила Cанкт-Петербургский государственный университет в 1996 г, Brown University (USA) в 2002 г, работает на кафедре с 2020 г.

 

 

 

ЛебедевВАВиктор Андреевич Лебедев, ассистент, кандидат биологических наук, окончил Cанкт-Петербургский государственный университет в1980 г, работает на кафедре с 2014 года.

 

 

 

КомароваЛПЛариса Петровна Комарова, делопроизводитель. Окончила ЛИСИ. Работает на кафедре с 2018 г.

 

 

 

 

Учебная работа

Рабочие программы дисциплин разработаны в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования по направлениям подготовки:

  • 31.05.01 «Лечебное дело (уровень специалитета)»,
  • 31.05.02 «Педиатрия» (уровень специалитета), 
  • 31.05.03 «Стоматология (уровень специалитета)»,
  • 34.03.01 «Сестринское дело» (уровень бакалавриата), 
  • 31.08.37 «Клиническая психология» (уровень специалитета)
  • 49.03.02 Адаптивная физическая культура (уровень бакалавриата).

 

Рабочие программы дисциплины утверждены на заседаниях кафедры, цикловой методической комиссии, Методическом Совете университета. ознакомиться с ними можно в разделе Академик NT.

Кафедра проводит практические работы и демонстрации по курсу нормальной физиологии на человеке и на экспериментальных животных, оснащена необходимыми для этого приборами и наборами инструментов, компьютерами и проекторами, имеется интерактивная доска, в каждой учебной аудитории есть доступ к сети интернет, активно используются презентации лекций, виртуальные лабораторные занятия по многим разделам физиологии.

Положение о БРС по кафедре нормальной физиологии 2014 г.

Положение об организации и проведении промежуточной аттестации студентов на кафедре нормальной физиологии в форме экзамена

Учебные пособия, изданные на кафедре не активная ссылка, какой документ прикрепить?

Учебники и монографии:

  1. Основы физиологии человека. Учебник для вузов под ред акад Б.И.Ткаченко, в 3-х томах. Спб: Международный фонд истории науки, 1994 г.
  2. Нормальная физиология человека. Учебник для ВУЗов под ред. акад. РАМН Б.И.Ткаченко. М.: Медицина, 2005 - 928 с.
  3. Физиология человека. Compendium. Под ред. Б.И.Ткаченко: учебное пособие. —М: ГЭОТАР–Медиа. 2009.— 496 с.
  4. Брин В.Б., Мазинг Ю. А., Захаров Ю.М.  Нормальная физиология. Учебник (+СD) под ред Б.И.Ткаченко. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018 г, 688 с
  5. Колбанов В.В. Динамические характеристики поля зрения. СПб.: Издательство ДЕАН, 2010 - 288 с.
  6. Колбанов В.В. Валеологический практикум. Учебное пособие. 3-е изд. испр и дополн.- СПб.:ЭЛБИ-СПб, 2011.- 224 с.
  7. Основы физиологии сердца: учебное пособие / В.И. Евлахов,А.П. Пуговкин, Т.Л. Рудакова, Л.Н. Шалковская ; под ред. А.П. Пуговкина. СПб.: Изд. СпецЛит, 2015. – 335 c.
  8. Человек: анатомия, физиология, психология. Энциклопедический иллюстрированный  словарь. Под ред. А.С. Батуева, Е.П. Ильина, Л.В. Соколовой..- Авторский коллектив-составители – 31 человек; Якимовский А.Ф. –разделы: обмен веществ и терморегуляция, физиология крови, пищеварение. СПб, изд-во Питер, 2011- 672 с.

Учебные и учебно–методические пособия:

  1. Физиология высшей нервной деятельности ПСПбГМУ, 1985 - 50 с.
  2. Органное кровообращение . Ред Б.И.Ткаченко 1989 г., ПСПбГМУ, - 81 с.
  3. Коробкова А.М.Ю Юров А.Ю. Физиология возбудимых тканей, ч 1. РИЦ ПСПб ГМУ им. И.П. Павлова 2001.- 36 с.
  4. Коробкова А.М.Ю Юров А.Ю. Физиология возбудимых тканей, ч. 2, РИЦ ПСПб ГМУ им. И.П. Павлова 2002. - 52 с.
  5. Коробкова А.М.,Шалковская Л.Н. Грачева В.В, Пуговкин А.П. Вопросы программированного контроля знаний,. , ПСПбГМУ, 2003 г
  6. Барабанов С.В., Шалковская Л.Н. Физиология эндокринной системы, РИЦ ПСПб ГМУ им. И.П. Павлова,2007 г.- 43 с.
  7. Грачева В.В., Надежкин Л.В. Биоэнергетика и терморегуляция, РИЦ ПСПб ГМУ им. И.П. Павлова,2007 г.          
  8. В.В.Грачева, И.В.Карпова РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ №3 для оформления протоколов практических работ по нормальной физиологии ПСПбГМУ им. акад. И.П.Павлова, 2008 - 66 с.
  9. В.В.Грачева, И.В.Карпова РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ №1 для оформления протоколов практических работ по нормальной физиологии ПСПбГМУ им. акад. И.П.Павлова, 2012. 2014. - 84 с.
  10. В.В.Грачева, И.В.Карпова РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ №2 для оформления протоколов практических работ по нормальной физиологии ПСПбГМУ им. акад. И.П.Павлова, 2012. 2014. - 88 с.
  11. Карпова И.В., Коробкова А.М.. Крыжановская С.Ю., Юров А.Ю. Физиология челюстно-лицевой области Учебное пособие для студентов стоматологического факультета ПСПбГМУ им. акад. И.П.Павлова, ред А.Ф.Якимовский 2014 - 59 с.
  12. В. В. Грачева, С. Ю. Крыжановская,А. Ф. Якимовский Физиология возбудимых тканей в опытах, Спецлит, 2016 - 31 с.
  13. В.В.Грачева, И.В.Карпова Основы физиологии почки. Спецлит, 2017- 54 с.
  14. А.М.Коробкова Электрофизиология нервной клетки, ПСПбГМУ им. акад. И.П.Павлова, 2017- 55 с.
  15. Планы к практическим занятиям по нормальной физиологии - физиологии челюстно-лицевой области для студентов стоматологического факультета , Ред.Е.В.Лопатина РИЦ ПСПб ГМУ им. И.П. Павлова 2018 - 43 с.
  16. Планы к практическим занятиям по нормальной физиологии для студентов лечебного факультета. Ред Е.В.Лопатина, РИЦ ПСПб ГМУ им. И.П. Павлова, 2018 - 22с.
  17. В.В.Колбанов   Физиологические основы работоспособности в физкультурно-оздоровительной деятельности, РИЦ ПСПб ГМУ им. И.П. Павлова
  18. Петрова О.П Биоэнергетика и терморегуляция – РИЦ ПСПб ГМУ им. И.П. Павлова 2 п.л. 2018.
  19. Петрова О.П., Лопатина Е.В. Частная физиология центральной нервной системы-СПб:РИЦ ПСПбГМУ, 2019- 56 с.
  20. Лопатина Е. В.. Петрова О.П. Внутренняя среда организма. Кровь. Лимфа. Практикум СПб.: РИЦ ПСПб ГМУ им. И.П. Павлова 2019 – 44 с.
  21. Колбанов В.В. Физиологические механизмы работоспособности в физкультурно-оздоровительной деятельности СПб.: РИЦ ПСПб ГМУ им. И.П. Павлова, 2019 - 68 с.
  22. В.И.Евлахов, Е.В.Лопатина, О.П. Петрова Физиология сердечно-сосудистой системы. Реологические свойства крови. Морфология сосудистой системы. Микроциркуляция СПб.: РИЦ ПСПбГМУ, 2020 - 103 с.
  23. В.И.Евлахов Е.В.Лопатина Петрова О.П. Физиология сердечно-сосудистой системы. Физиология сердца. СПб.: РИЦ ПСПб ГМУ им. И.П. Павлова, 2020 - 83 с.
  24. Колбанов В.В. Основы возрастной физиологии человека, 2-е изд., испр. и дополн. СПб.: РИЦ ПСПб ГМУ им. И.П. Павлова, 2020 г.-111 с.
  25. В.И.Евлахов, Е.В.Лопатина, О.П. Петрова. Физиология сердечно-сосудистой системы. Регуляция кровообращения. СПб.: РИЦ ПСПб ГМУ им. И.П. Павлова , 2021 - 55 с.
  26. В.И.Евлахов Е.В.ЛопатинаВ. Петрова О.П . Физиология сердечно-сосудистой системы. Органное кровообращение СПб.: РИЦ ПСПб ГМУ им. И.П. Павлова, 2021 - 60 с.
  27. Plans of practical lessons in normal physiology, for medical stydentsПодредЕ.В.Лопатиной, переводН.Я.Володиной .СПб:РИЦПСПбГМУ, 2021- 48 с
  28. Колбанов В.В. Основы физиологии сенсорных систем: учебное пособие. Часть первая СПб.: РИЦ ПСПбГМУ, 2022 - 35 с.
  29. Колбанов В.В. Основы физиологии сенсорных систем: учебное пособие. Часть вторая СПб.: РИЦ ПСПбГМУ, 2022.- 35 с.
  30. В.И.Евлахов, Е.В.Лопатина, О.П.Петрова. Физиология дыхания Внешнее дыхание. Методы оценки функций внешнего дыхания. СПб.: РИЦ ПСПб ГМУ им. И.П. Павлова , 2022 - 53 с.
  31. В.И.Евлахов Е.В.Лопатина Петрова О.П. Физиология дыхания Газообмен в легких. Транспорт газов кровью. Регуляция дыхания СПб.: РИЦ ПСПб ГМУ им. И.П. Павлова, 2022 - 58 с.

 

Часть учебных пособий доступна для скачивания в Академик NT

Для студентов лечебного факультета

Читаемые на кафедре курсы:

  1. Нормальная физиология
  2. Физиология адаптации
  3. Электив: Физиология функциональных систем
  4. Электив : Возрастная физиология (курс по выбору)


Вопросы экзамена по нормальной физиологии (лечебный факультет)

Вопросы экзамена для студентов, обучающихся с помощью языка-посредника (английский)

Exam questions

  1. Excitability and excitation. Local (graded) and actual potentials.
  2. Resting membrane potential: ionic mechanisms and their significance.
  3. Action potential: phases, ionic mechanisms and the plot of sensitivity changing during its developing.
  4. Changes of excitability during action potential generation. Absolute and relative refractory periods.
  5. Action potential propagation. Electrical nerve stimulation. Chronaxia and reobase.
  6. Mechanisms of the signal transmission in neuromuscular junction.
  7. Electromechanical coupling in skeletal muscle.
  8. Mechanisms of skeletal muscle contraction
  9. The physiological properties of smooth muscles.
  10. Inhibition in the CNS. Central inhibition (the scheme of Sechenov's experiment).
  11. The functions of the CNS. Reflexes and reflex arcs.
  12. The excitatory synapses in the CNS: Transmitters, receptors. The EPSP, its developing and ionic mechanisms.
  13. The inhibitory synapses in the CNS: classification, transmitters, receptors. The IPSP, its formation and ionic mechanisms.
  14. Autonomic nervous system: the anatomic organization, functions.
  15. Transmitters and receptors and in the autonomic nervous system. The autonomic reflex arc.
  16. Autonomic synaptic transmission.
  17. The blockade of the inhibition in the CNS following action of strychnine.
  18. Functions of a brain stem.
  19. The reticular formation of brain stem. Significance of reticular formation in regulation of physiological functions.
  20. Skeletal muscle tone. Functions of alpha- and gamma-motor neurons. Technical approach for the stretch reflexes investigation in human.
  21. Functions of a spinal cord. Spinal reflexes and their clinical application.
  22. The brainstem regulatory mechanisms of the tone of skeletal muscles (static and statokinetic reflexes). Decerebral rigidity.
  23. The role of cerebellum in control of movements.
  24. Striopallidar (extrapyramidal) system, its role in the control of movements in human.
  25. Technique of the clinical investigation of the cerebellar function
  26. Classification of the sensory systems. The receptor potential. Basic principles of coding in the sensory systems. Adaptation in sensory systems.
  27. Pain, its physiological significance. Antinociceptive system.
  28. Cardiac excitation. Pacemaker action potential: the plot of its development in the time and ionic mechanisms.
  29. The determination of the pacemakers localization in the heart (Stannius experiment)
  30. The action potential of the "working" myocardial cells. Ionic mechanisms. Refractory period, the plot of changes in the excitability during the developing of the action potential.
  31. The properties of the myocardial contractility. Excitation-contraction coupling in the heart.
  32. Cardiac cycle. Changes of pressure in the cavities of the heart. The work of cardiac valves.
  33. The myogenic regulation of the vascular tone. Basal tone of the vessels and its significance for the regulation of the hemodynamics.
  34. Myogenic mechanisms of the cardiac contractility control.
  35. Principles and nature of electrocardiography. Main ECG leads. Physiological sense of main components in the normal electrocardiogram. The signs of sinus rhythm in ECG.
  36. The mechanisms of urgent regulation of the systemic circulation.
  37. The long-term regulatory mechanisms in systemic circulation.
  38. The brain circulation: main characters and regulation.
  39. The humoral mechanisms of the regulation of the vascular tone. Influence of biologically active substances and metabolites.
  40. The cardiovascular nervous center.
  41. The observation of the vagal reflexes on the heart rate in human. Vagal tests.
  42. Cardiac output and venous return physiological control mechanisms.
  43. The coronary circulation and its regulation.
  44. Factors, ensuring movement of blood on vessels, constancy and direction of the blood flow.
  45. The main parameters of the systemic hemodynamics, their interrelation.
  46. Arterial pressure (AP) as an integrated parameter of a condition of the circulatory system. The factors determining AP.
  47. Measurement of blood pressure in humans.
  48. The principles of fluid volume control.
  49. The structure and functions of the microcirculatory bed. The basic parameters of the microcirculation. Mechanisms of trans-capillary exchange of fluid.
  50. The humoral regulation of the activity of the heart. Role of the acetylcholine, cathecoiarnines, thyroxin, glucocorticoids, Ca++ and K+ ions.
  51. Nervous mechanisms of the regulation of the vascular tone. Perivascular nerves, transmitters, receptors.
  52. Principles of the local vascular control.
  53. The mechanisms of blood flow of in veins. Central venous pressure. Venous return of blood to the heart.
  54. Efferent innervation of the heart and mechanisms of reflex effects on the heart. The main characters of the regional circulation: autoregulation, reactive and functional (working) hyperemia.
  55. The blood supply in the skeletal muscles and its regulation.
  56. The circulation during physical exercise: changes of the systemic hemodynamics and blood flow in skeletal muscles.
  57. The blood: its composition, volume and functions.
  58. The method of Rhesus-factor clinical determination.
  59. The ABO system of blood typing. Rhesus factor and its significance in clinical medicine. The rules of hemotransfusion.
  60. The methods of determination of blood types.
  61. The erythrocytes: their functions and physiological role in the human body. Types of hemolysis. Physiological and pathological hemolysis.
  62. The methods of the white blood cells counting.
  63. The methods of clinical determination of the erythrocytes sedimentation rate (ESR). Clinical significance of ESR, normal values of it and their possible changes.
  64. The hematocrit: methods of the determination and clinical application. The methods of red blood cells count.
  65. White blood cells (leucocytes): their types and functions.
  66. The methods for the determination of the hemoglobin in the blood.
  67. Changes in the intrapleural and alveolar pressures during inspiration and expiration. Trans-pulmonary pressure.
  68. The basic stages of the respiration. Gas exchange in lungs and tissues. The factors determining intensity of gas exchange in lungs.
  69. The pulmonary circulation and its regulation.
  70. The lung volumes: (tidal volume, IRV, ERV, RV, Vital capacity) and their measurement. The factors  determining alveolar ventilation, the role of dead space.
  71. Ventilation-perfusion relations in the lungs, their influence on the efficiency of ventilation. West's  zones.
  72. Transport of oxygen in the blood. A curve of the oxyhemoglobin dissociation.
  73. The hemoglobin: its functions, chemical properties and combinations.
  74. The role of central and peripheral sensors in the respiratory control.
  75. Mechanisms of the regulation of the respiration: the structure and functions of the respiratory center.
  76. Biomechanics of breathing: inspiration and expiration at rest and during physical work.
  77. The physiological significance of loop “volume – velocity” in the spirogaphy of lungs.
  78. Methods of the estimation of the respiratory minute volume and alveolar ventilation in the lungs.
  79. The human endocrine system. The classification of hormones, effects of the hormone-receptor interactions.
  80. Basic concepts of endocrine control. The hypothalamic hormones: their physiological role and mechanisms of action.
  81. The general principles of regulation in the endocrine system.
  82. The hypothalamic-hypophysial axis. Neurosecretion.
  83. Pituitary hormones: their physiologic role, mechanisms of action and regulation of the secretion.
  84. Glucocorticoids: their physiologic role, mechanisms of action and regulation of the secretion.
  85. Aldosterone: physiologic role, mechanisms of action and regulation of the secretion.
  86. The hormonal regulation of the glucose concentration in plasma of blood.
  87. The hormones of the adrenal medulla: their physiologic role, mechanisms of action and regulation of the secretion.
  88. The thyroid hormone: their physiologic role, mechanisms of action and regulation of the secretion.
  89. The hormonal regulation of the calcium concentration in the plasma of blood.
  90. Functions of the main parts of the nephron. Processes of the urine formation.
  91. The blood flow in kidneys and its regulation.
  92. 92. Glomerular filtration, glomerular filtration rate (GFR) and factors determining GFR.
  93. Principle of a method of the measurement of glomerular filtration rate (GFR) in humans. The Ruberg’s test.
  94. Principles the reabsorbing of substances in kidneys measuring.
  95. Mechanisms of the reabsorbing and secretion of substances in the nephrones.
  96. Renin-angiotensin-aldosterone system and its role in the regulation of the function of the human body.
  97. The mechanisms of the osmotic urine concentration. The loop of Henle and countercurrent system.
  98. Neurohumoral regulation of the renal functions.
  99. Digestion in the oral cavity, physiological role of the receptors of oral cavity.
  100. Saliva, its composition and role in digestion. The regulation of the salivation. Swallowing.
  101. Digestion in a stomach. Gastric juice and its role in digestion.
  102. The regulation of gastric secretion and motility.
  103. Motor function of a stomach and its regulation Mechanisms of evacuation of the chymus from a stomach.
  104. The pancreatic secretion and its role in digestion.
  105. The pancreatic hormones: their physiologic role, mechanisms of action and regulation of the secretion.
  106. The regulation of the secretion of the pancreatic juice.
  107. The bile and its role in digestion. The regulation of bile synthesis and secretion.
  108. Digestion in the small intestine. Intestinal juice, its role in digestion.
  109. The motor function of small intestine and colon: types, regulatory mechanisms.
  110. Digestion in the colon. The role of microorganisms.
  111. The energetic balance in the human body. Basal and working metabolic rate.
  112. The determination of the normal value of the basic metabolic rate by tables.
  113. The Douglas-Holden’s method for indirect calorimetry.
  114. The Krogh’s method of indirect calorimetry (incomplete gas analysis).
  115. The neurohumoral thermoregulatory mechanisms.
  116. The temperature of a human body. Mechanisms of heat production and heat exchange.
  117. Unconditioned and conditioned reflexes, their classification and physiological role.
  118. The development and formation of the conditioned reflexes.
  119. The types of the inhibition of conditioned reflex activity.

 

Инструкция для прохождения тестирования по вопросам нефрологии в весеннем семестре 2 курса на кафедре нормальной физиологии

Для студентов стоматологического факультета

Читаемые на кафедре курсы:

1. Нормальная физиология с основами физиологии ЧЛО.

Вопросы к экзамену для студенов стоматологического факультета 2013

Для студентов педиатрического факультета

Читаемые на кафедре курсы:

  1. Нормальная физиология
  2. Возрастная физиология
  3. Электив: Нормальная физиология


Профильные вопросы по дисциплине «Возрастная физиология» для студентов педиатрического факультета

Для студентов факультета адаптивной физической культуры

План конспекта АФК 2 курс весенний семестр 2017 года 

Инструкция для студентов для прохождения тестирования по вопросам физиологии человека в 4 семестре 2 курса на кафедре нормальной физиологии

План конспекта осенний семестр 2016-2017 уч. года

Читаемые на кафедре курсы:

  1. Физиология человека
  2. Физиология физкультуры и спорта

 

Для студентов факультета клинической психологии

Читаемые на кафедре курсы:

  1. Нейрофизиология
  2. Психофизиология
  3. Клиническая психофизиология
  4. Практикум по нейрофизиологии
  5. Физиология ВНД и сенсорных систем.

 

Вопросы экзамена по нейрофизиологии

  1. Элементарное строение нервной системы. Отделы спинного и головного мозга.
  2. Нервная клетка как структурно-функциональный элемент ЦНС. Роль глиальных элементов в деятельности нейрона.
  3. Механизмы регуляции функций организма: нервный, гуморальный, местный (тканевой). Особенности нервной регуляции.
  4. Строение и виды нервных клеток (чувствительная, двигательная, вставочная), общие принципы организации нервных цепей, трактов и ядер ЦНС.
  5. Элементарное строение мембраны клетки. Наружные и внутренние мембраны клетки.
  6. Ионные каналы мембран нейрона, их виды, элементарное строение и принципы функционирования.
  7. Ионные насосы (АТФазы), их роль в создании ионных градиентов нервной клетки
  8. Понятие о возбудимости и возбуждении. Виды возбуждения нейрона. Отличия местного и распростра­няющегося возбуждения.
  9. Мембранный потенциал покоя: условия и ионные механизмы формирова­ния; значение для жизнедеятельности клеток.
  10. Зависимость эффективности раздражения от характеристик раздражителя: силы, длительности действия, скорости нарастания.
  11. Аккомодация возбу­димых тканей. Её общие механизмы и значение для адаптивных функций организма.
  12. Строение нервного волокна, виды волокон. Правила проведения возбуждения по нервному волокну.
  13. Действие постоянного тока на возбудимые ткани. Катодическая депрессия и анодическая экзальтация.
  14. Потенциал действия нейрона: фазы, ионные механизм формирования, свойства.
  15. Изменение возбудимости в процессе развития потенциала действия. Отно­сительная и абсолютная рефрактерность.
  16. Механизмы распространения возбуждения в возбудимых тканях. Особен­ности проведения возбуждения по безмиелиновым и миелиновым нервным волокнам.
  17. Взаимосвязь (сопряжение) возбудительного и сократительного процессов в волокне скелетной мышцы, роль ионов кальция.
  18. Передача возбуждения в мионевральном синапсе.
  19. Основные процессы в нейроне, обеспечивающие проведение нервного импульса.
  20. Элементарное строение синапса. «Электрические» и «химические» синапсы.
  21. Процессы, происходящие в терминали (варикозном расширении) нейрона и пресинаптической мембране синапса. Функциональная значимость обратного захвата медиатора (реаптейк)
  22. Понятие о медиаторах (нейротрансмиттерах), их основные классы и виды.
  23. Катехоламины и ацетилхолин, как медиаторы ЦНС.
  24. Возбуждающие и тормозные аминокислоты-медиаторы ЦНС, типы рецепторов, ионные механизмы.
  25. Пептиды – медиаторы ЦНС, основные виды и физиологическая значимость.
  26. Мембранные рецепторы. Их элементарное строение и связь с ионными каналами
  27. Типы и подтипы рецепторов к медиаторам нервной клетки. Функциональная роль пресинаптических рецепторов.
  28. Понятие о вторичных посредниках. Их основные виды и принципы обеспечения деятельности нервной клетки.
  29. Классификация межнейронных синапсов.
  30. Механизм синаптической пере­дачи в возбуждающем синапсе.
  31. Механизмы синаптической пере­дачи в тормозном синапсе.
  32. Возбуждающий и тормозной постсинаптический потенциал: ионные механизмы и свойства.  
  33. Суммация возбуждения на мембране нейрона: временная и пространственная суммация.
  34. Постсинаптическое и пресинаптическое торможение в нейроне.
  35. Виды торможения в нейронных сетях: реципрокное, латеральное, возвратное. Их механизмы и физиологическое значение.
  36. Значение торможения для координации работы ЦНС. Центральное торможение по И.М.Сеченову.
  37. Дивергенция, конвергенция и реверберация в нейронных сетях.
  38. Рефлекс - определение понятия, физиологическое значение. Примеры рефлекторных реакций, реализуемые различными уровнями ЦНС
  39. Основные звенья (графическое изображение) элементарной рефлекторной дуги и их функции.
  40. Вегетативная (автономная) нервная система, её функциональная организа­ция (основные элементы), роль в регуляции физиологических функций.
  41. Понятие о сопряжённых рефлексах: сомато-висцеральные и висцеро-соматические рефлексы, механизмы их замыкания.
  42. Гуморальная регуляция функций, её основные факторы. Поня­тие о биологически активных веществах.
  43. Эндокринная система человека. Основные звенья функциональной системы эндокринной регуляции. Принцип обратной связи.
  44. Гипоталамо-гипофизарная система. Принципы функционирования.
  45. Нейрогормоны гипоталамуса: физиологическая роль, регуляция секреции.
  46. Основные гормоны аденогипофиза, их роль в регуляции функций организма.
  47. Понятие о сенсорных системах организма человека. Классификация сенсорных систем.      
  48. Основные отделы сенсорной системы, особенности строения рецептивного отдела.
  49. Боль, ее функции и механизмы. Антиноцицептивная система.
  50. Рефлексы спинного мозга. Спинальные рефлексы растяжения мышц (коленный рефлекс).
  51. Ретикулярная формация. Её роль в регуляции физиологических функ­ций.
  52. Нисходящие и восходящие влияния ретикулярной формации (тормозящие и облегчающие) на рефлекторную деятельность мозга
  53. Гипоталамус, особенности его строения, участие в регуляции эндокринной сферы человека, в обеспечении целостных функций.
  54. Пирамидная система управления движением, её основные элементы. Причины и признаки центрального (спастического) и «периферического» (вялого) паралича
  55. Понятие об экстрапирамидной системе. Значение ядер ствола и мозжечка в регуляции двигательных функций.
  56. Происхождение тонуса скелетных мышц. Функции альфа- и гамма- мотонейронов.
  57. Виды проприорецепторов мышц. Строение и функции рецепторов мышечных веретен и сухожильных рецепторов; их реакция при сокращении и растяжении скелетных мышц
  58. Стволовые механизмы регуляции тонуса скелетных мышц (статические и статокинетические рефлексы). Децеребрационная ригидность.
  59. Роль мозжечка в регуляции тонуса скелетных мышц и организации движений. Основные проявления дисфункции мозжечка.
  60. Роль подкорковых структур и коры больших полушарий в регуляции поведения.
  61. Зрительный бугор, как главный подкорковый центр сенсорных систем человека. Характеристика его основных ядерных групп.
  62. Стриопаллидарная система, её состав и роль в регуляции движений и в поведении человека.
  63. Признаки гипофункции (хорея Гентингтона) и гиперфункции (б-нь Паркинсона) неостриатума.
  64. Структурно-функциональная организация коры больших полушарий в регуляции физиологических функций. Значение экранного строения коры.
  65. Первичные, вторичные и третичные зоны неокортекса их функциональное взаимодействие.
  66. Современные представления о локализации функций в ЦНС. Понятие о нервном центре. Локализация функций в коре больших полушарий.

 

 

Пример оформления экзаменационного билета

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«ПЕРВЫЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА И.П.ПАВЛОВА»

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кафедра нормальной физиологии

Специальность

Клиническая психология 37.05.01

Дисциплина «Нейрофизиология»
Семестр 2
Экзаменационный билет № 11
1. Потенциал действия   нейрона: фазы, ионные   механизм формирования, свойства.
2. Основные звенья (графическое изображение) элементарной рефлекторной дуги и их функции.
3. Роль мозжечка в регуляции тонуса скелетных мышц и организации движений. Основные проявления дисфункции мозжечка.

 

Утверждаю

                                                                          Зав. кафедрой, профессор

                                                                                                       __________Е.В. Лопатина

                 (подпись)

«_1_» _ноября_ 2019_ года

 

Для студентов факультета высшего сестринского образования

Читаемые на кафедре курсы:

1. Нормальная физиология

Вопросы экзамена по нормальной физиологии

(курсив — вопросы по лабораторным работам и методам исследования)

Общая физиология возбудимых тканей

1. Мембранный потенциал покоя: условия и ионные механизмы формирования; значение для жизнедеятельности клеток.
2. Потенциал действия нейрона: фазы, ионные механизм формирования, свойства (по сравнению со свойствами локального ответа).
3. Механизмы распространения возбуждения в возбудимых тканях. Особенности проведения возбуждения по миелиновым нервным волокнам.
4. Передача возбуждения в мионевральном синапсе.
5. Механизм сопряжения процессов возбуждения и сокращения скелетной мышцы.
6. Виды и режимы сокращения скелетных мышц.
7. Электромиография скелетных мышц: принцип метода, методика.

Общая физиология нервной системы

8. Рефлекс: определение понятия, физиологическое значение. Основные звенья рефлекторной дуги и их функции.
9. Синапсы. Классификации синапсов. Механизм передачи сигнала в центральном химическом синапсе.
10.Сравнение элементарных рефлекторных дуг соматического и вегетативного рефлекса.
11. Симпатический отдел вегетативной нервной системы: локализация центров, вегетативных ганглиев; медиаторы и рецепторы, их влияние на иннервируемые органы и ткани.
12. Парасимпатический отдел вегетативной нервной системы: локализация центров, вегетативных ганглиев; медиаторы и рецепторы, их влияние на иннервируемые органы и ткани.
13. Собственные и сопряженные вегетативные рефлексы, их клиническое значение.
14. «Вагусные пробы» и методы их проведения.

Физиология эндокринной системы

15. Эндокринная система человека. Гормоны, их классификация, функции и механизмы действия.
16.  Гормоны гипоталамуса: физиологическая роль, регуляция секреции. Гипоталамо-гипофизарная система.
17. Гормоны аденогипофиза: физиологическая роль, регуляция секреции.
18. Гормоны нейрогипофиза: физиологическая роль, регуляция секреции.
19. Глюкокортикоиды: физиологическая роль, регуляция секреции.
20. Минералкортикоиды: физиологическая роль, регуляции секреции. Ренин-ангиотензин-альдостероновая система и её роль в регуляции физиологических функций.
21. Гормоны мозгового вещества надпочечников: физиологическая роль, регуляция секреции.
22. Йодсодержащие гормоны щитовидной железы: физиологическая роль, регуляция секреции.
23. Гормональная регуляция концентрации кальция в крови.
24. Гормоны поджелудочной железы: физиологическая роль, регуляция секреции.
25. Гормональная регуляция концентрации глюкозы в крови.

Физиология крови

26. Кровь, её состав, количество и функции.
27. Эритроциты, их структура, функции, величина содержания в крови.
28. Методика определения содержания эритроцитов в крови.
29. Виды гемолиза; физиологический и патологический гемолиз.
30. Гемоглобин, его соединения, физиологическая роль.
31. Методика определения содержания гемоглобина в крови.
32. Расчет цветового показателя крови.
33. Лейкоциты, их виды и основные функции, величина содержания в крови. Лейкоцитарная формула.
34. Методика определения содержания лейкоцитов в крови.
35. Группы крови. Резус-фактор. Физиологические основы переливания крови и кровезаменителей.
36. Принцип метода определения группы крови по системе АВО.
37. Принцип метода определения резус-фактора крови.
38. Скорость оседания эритроцитов: методика определения, величина, причины изменения.

Физиология кровообращения

39. Артериальное давление (АД) как интегральный показатель состояния системы кровообращения. Факторы, определяющие величину АД. Ритмические колебания АД.
40. Измерение АД у человека по методу Н. С. Короткова.
41. Механизмы движения крови в венах. Центральное венозное давление. Венозный возврат крови к сердцу.
42. Автоматия сердца. Структура проводящей системы сердца. Потенциал действия клеток-водителей ритма сердца.
43. Потенциал действия сократительных кардиомиоцитов: фазы, ионные механизмы, изменения возбудимости.
44. Принцип метода электрокардиографии. Основные компоненты нормальной электрокардиограммы (ЭКГ) и их происхождение.
45. Методика регистрации ЭКГ. Отведения ЭКГ.
46. Особенности сократимости миокарда. Электромеханическое сопряжение в сердечной мышце.
47. Сердечный цикл. Изменения давления в полостях сердца. Работа клапанного аппарата.
48. Миогенный механизм саморегуляции сердечной деятельности.
49. Эфферентные нервы сердца, характер и механизмы их влияния на сердечную деятельность.
50. Наблюдение рефлекторных влияний на частоту сердечных сокращений у человека ("вагусные пробы ").
51. Гуморальная регуляция деятельности сердца. Влияние ацетилхолина, катехоламинов, тироксина, глюкокортикоидов, ионов кальция и калия.
52. Миогенная регуляция тонуса сосудов. Базальный тонус сосудов, его значение для гемодинамики.
53. Нервная регуляция тонуса сосудов. Сосудодвигательные нервы, медиаторы и рецепторы.
54. Гуморальная регуляция тонуса сосудов, влияние биологически активных веществ и метаболитов.
55. Структура и функции отделов микроциркуляторного русла. Механизмы транскапиллярного обмена. Регуляция транскапиллярного обмена и кровотока в микросо­судах.
56. Лимфатическая система, её основные функции. Механизмы лимфообразования и лимфооттока. Функции лимфатических узлов.
57. Представление о нервном центре кровообращения.
58. Рефлекторная регуляция системной гемодинамики.
59. Гуморальная регуляция системной гемодинамики.
60. Регуляция системного кровообращения при ортостазе.

Физиология дыхания

61. Биомеханика вдоха и выдоха. Основные и вспомогательные дыхательные мышцы. Изменения плеврального и альвеолярного давления во время вдоха и выдоха.
62. Легочные объёмы воздуха и способы их определения.
63. Методика расчета величин общей и альвеолярной вентиляции легких.
64. Газообмен между альвеолярным воздухом и кровью. Диффузионная способность легких.
65. Транспорт кислорода и углекислого газа кровью.
66. Расчет кислородной ёмкости крови.
67. Структура и функции дыхательного центра. Участие различных отделов нервной системы в регуляции дыхания.
68. Роль механорецепторов легких в регуляции дыхания.
69. Роль центральных и периферических хеморецепторов в регуляции дыхания.

Физиология пищеварения

70. Пищеварение в ротовой полости, физиологическая роль рецепторов ротовой полости.
71. Слюна, её состав и роль в пищеварении. Регуляция слюноотделения.
72. Пищеварение в желудке. Желудочный сок, его состав и роль в пищеварении.
73. Регуляция секреции желудочного сока.
74. Моторная функция желудка и её регуляция. Механизмы эвакуации пищи из желудка.
75. Панкреатический сок: состав, роль в пищеварении.
76. Регуляция секреции панкреатического сока.
77. Желчь, её состав, роль в пищеварении. Регуляция желчевыделения.
78. Пищеварение в тонкой кишке. Кишечный сок: его состав и роль в пищеварении.
79. Полостное и пристеночное пищеварение, их особенности и взаимоотношения.
80. Моторика тонкой и толстой кишок: виды, механизмы регуляции.
81. Пищеварение в толстой кишке.
82. Методы исследования функций желудочно-кишечного тракта у человека.

Физиология выделения

83. Органы выделения. Функции почек в организме человека.
84. Клубочковая фильтрация и факторы, определяющие её величину.
85. Принцип метода определения скорости клубочковой фильтрации.
86. Механизмы реабсорбции и секреции веществ в нефроне.
87. Принципы методов исследования реабсорбции веществ в почках.
88. Принципы методов исследования секреции веществ в почках.
89. Механизм осмотического концентрирования мочи. Поворотно-противоточная система почки. Роль АДГ в регуляции факультативной реабсорбции воды.
90. Нейрогуморальная регуляция выделительной функции почек.

Физиология энергообмена и терморегуляции

91. Энергетический баланс организма. Понятие об основном и рабочем обмене. Рабочая прибавка.
92. Расчет должной величины основного обмена по таблицам.
93. Прямая и непрямая калориметрия.
94. Температура тела человека. Измерение температуры тела. Механизмы регуляции теплопродукции и теплоотдачи.

Физиология сенсорных систем

95. Явление адаптации в сенсорных системах. Адаптация терморецепторов.
96. Определение пространственного порога различения тактильных раздражителей.
97. Определение остроты зрения.
98. Сопоставление порогов слышимости при воздушном и костном проведении звука.
99. Явление последовательного контраста.
100. Боль, ее функции и механизмы. Антиноцицептивная система.

Частная физиология ЦНС. Организация движений

101. Происхождение тонуса скелетных мышц. Функции альфа- и гамма- мотонейронов.
102. Методика исследования миотатических рефлексов у человека.
103. Ретикулярная формация, морфофункциональные её характеристики нейронов. Роль ретикулярной формации в регуляции физиологических функций.
104. Функции гипоталамуса. Гипоталамо-гипофизарная система.
105. Стволовые механизмы регуляции тонуса скелетных мышц (статические и статокинетические рефлексы). Децеребрационная ригидность.
106. Роль мозжечка в регуляции движений.
107. Методика проведения "мозжечковых проб" у человека.
108. Стриопаллидарная система, её роль в регуляции движений и в поведении человека.
109. Функции коры больших полушарий головного мозга. Функциональная межполушарная асимметрия.

Физиологические основы поведения

110. Условные рефлексы, их отличие от безусловных.
111. Учение И.П.Павлова о типах высшей нервной деятельности.
112. Память, её виды и механизмы.
113. Мотивации, их классификация и механизм возникновения.
114. Эмоции, их классификация, роль в поведении. Вегетативные компоненты эмоций.

 

Ситуационные задачи:

№ 1-2. Общая физиология возбудимых тканей

1. У больного парез (неполный паралич) жевательной мускулатуры. Как с помощью хронаксиметрии определить, что повреждено: периферические нервы или структуры головного мозга?
2. Почему при отравлении фосфорорганическими соединениями (хлорофос, нервно-паралитические газы), которые являются ингибиторами ацетилхолинэстеразы, у больного наблюдаются судороги скелетной мускулатуры, сменяющиеся ее параличом?

№ 3 -7. Общая физиология нервной системы

3. Различные заболевания органов живота, сопровождающиеся воспалением брюшины, приводят к возникновению так называемых «симптомов раздражения брюшины», основным из которых является симптом «мышечной защиты» - напряжение мышц передней брюшной стенки. Каков физиологический механизм возникновения этого симптома?
4. При различных легочных заболеваниях издавна применяют горчичники. Считается, что их применение улучшает кровоток в легких, расширяет бронхи. Чем можно объяснить такое «дистантное» действие горчичников?
5. Больной предъявляет жалобы на резкую слабость и ноющие боли в левой руке. Врач счёл необходимым срочно зарегистрировать электрокардиограмму. Какими соображениями руководствовался врач?
6. Как, по Вашему мнению, можно физиологически обосновать применение атропина в числе премедикаментозных средств - лекарственных веществ, которые назначают больному при подготовке к операции?
7. В некоторых случаях для снижения частоты сердечных сокращений больным назначают анаприлин - препарат, блокирующий β-адренорецепторы. Объясните механизм действия анаприлина в данном случае. Почему этот препарат противопоказан больным с нарушением функции легочного дыхания?

№ 8 - 11. Физиология эндокринной системы

8. Рост 18-летнего пациента - 100 см. Недостаточность функции каких эндокринных желез может быть причиной этого? Какие дополнительные данные могут помочь установить диагноз?
9. Больной жалуется на чувство голода, постоянную жажду (за сутки выпивает до 8 л воды), увеличение диуреза. Нарушением деятельности какой эндокринной железы можно объяснить возникновение указанных симптомов? Какое лабораторное исследование может помочь в уточнении диагноза?
10. Приступ бронхиальной астмы (удушье, вызванное уменьшением просвета бронхов) удалось прервать введением гидрокортизона (кортизола). Каков возможный механизм терапевтического действия кортизола в данном случае?
11. В клинику поступила больная с жалобами на раздражительность, бессонницу, сердцебиение. Температура часто повышается, основной обмен на 40% превышает норму. О какой эндокринной патологии можно думать?

№ 12 -14 . Физиология крови

12. У практически здорового спортсмена взяли кровь на анализ в 14.30. Содержание лейкоцитов составило 11х109/л. С чем это может быть связано? Почему анализ крови сдают с 8 до 10 часов утра?
13. У практически здорового абитуриента содержание эритроцитов в крови составило 9х1012/л. С чем может быть связано это отклонение от нормы?
14. При определении группы крови агглютинация наблюдалась в сыворотках крови групп 0(I), А(II) и В(Ш). В универсальной анти-резусной сыворотке агглютинация отсутствовала. Определите группу крови и резус-фактор.

№ 15-20. Физиология кровообращения

15. При некоторых патологических состояниях врач должен добиться уменьшения объема циркулирующей крови у больного. Какие способы достижения этой цели Вы можете предложить?
16. У больного в состоянии клинической смерти не определяются пульс и артериальное давление, но продолжает регистрироваться электрокардиограмма. Объясните это явление.
17. На электрокардиограмме во всех отведениях отсутствует зубец Р и регистрируется нормальной формы комплекс QRST с частотой 40 в 1 мин. На основании этих данных сделайте предположение о локализации водителя ритма сердца.
18. При некоторых формах тахикардии можно добиться снижения частоты сердечных сокращений, не прибегая к медикаментам, а используя так называемые «вагусные пробы» — приемы, направленные на повышение тонуса блуждающих нервов. Предложите несколько таких приемов.
19. Резко пониженное артериальное давление может быть увеличено при внутривенном введении адреналина и гидрокортизона (кортизола). За счет изменения каких параметров гемодинамики повышается артериальное давление при использовании этих препаратов?
20. В клинической практике для лечения повышения артериального давления могут применяться мочегонные препараты. Как объяснить их гипотензивный эффект?

№ 21-24. Физиология дыхания

21. При проникающем ранении грудной клетки у пострадавшего появились признаки удушья. Чем это вызвано, если его дыхательные пути не повреждены?
22. Пациенту производится искусственная вентиляция легких с минутным объемом дыхания - 5 л/мин. В каком случае альвеолярная вентиляция легких будет больше: при дыхании с частотой 20/мин или 10/мин? Обоснуйте свой ответ расчетом.
23. При исследовании функции дыхания у человека применяют пробу с задержкой дыхания на вдохе (проба Штанге). Почему время задержки дыхания существенно увеличивается после предварительной произвольной гипервентиляции?
24. Содержание гемоглобина в крови больного 80 г/л. Патологических изменений в легких не выявлено. Какова кислородная емкость крови у этого больного? Изменено ли напряжение кислорода в артериальной крови? Каковы Ваши предположения о механизме возникновения у данного больного одышки (чувства «нехватки воздуха») даже при незначительной физической нагрузке?

№25 -29 . Физиология пищеварения

25. Для того чтобы добиться более быстрого и выраженного эффекта действия некоторых лекарственных препаратов (например, нитроглицерина) эти препараты рекомендуется не глотать, а держать под языком. Почему?
26. Как и почему изменяются процессы пищеварения у больных со сниженным поступлением желчи в 12-перстную кишку (например, при уменьшении просвета общего желчного протока)?
27. Чем можно объяснить развитие анемии у больных, перенесших резекцию (частичное удаление) желудка? Каковы Ваши рекомендации для предупреждения этого осложнения?
28. Нарушение функций каких отделов пищеварительной системы можно предположить, если в (копрограмме присутствуют: а) жиры: б) непереваренные мышечные волокна?
29 Одним из принципов рационального питания является регулярность питания, то есть прием пищи в одно и то же время суток. Обоснуйте этот принцип с физиологических позиций.

№ 30-34 . Физиология выделения

30. Известно, что сильное снижение артериального давления сопровождается прекращением образования мочи (анурия). Как можно объяснить этот факт?
31. Как отразится на процессах мочеобразования затруднение оттока мочи (например, при уменьшении просвета мочеточника)?
32. Дайте физиологическую оценку следующим данным пробы Реберга: суточный диурез = 10.0 л, концентрация креатинина в плазме крови = 0.1 ммоль/л, концентрация креатинина в моче = 0.85 ммоль/л.
33. Классическими симптомами сахарного диабета (патологическое состояние, сопровождающееся стойкой гипергликемией) являются значительное повышение диуреза («сахарное мочеизнурение») и постоянное чувство жажды. Как можно объяснить возникновение этих симптомов?
34. Больной, перенесший черепно-мозговую травму, предъявляет жалобы на значительное увеличение количества мочи (до 10 л в сутки). Концентрация глюкозы в крови - 5 ммоль/л. Морфологических изменений в почках не выявлено. Что может быть причиной такого состояния?

№35 - 36. Физиология энергообмена и терморегуляции

35. С какой целью при искусственной гипотермии человеку вводят миорелаксанты — вещества, избирательно блокирующие N-холинорецепторы скелетных мышц?
36. Для снижения температуры тела при лихорадке рекомендуется обтирание больного смесью воды и спирта. Объясните смысл этой процедуры с позиций физиологии терморегуляции. Почему при этом используют теплую, а не холодную воду?

№ 37-38. Функции центральной нервной системы

37. Выполнение стойки на руках облегчается при разгибании головы1. Какие физиологические механизмы лежат в основе этого?
38. У больного определяются шаткость походки, неустойчивость в позе Ромберга, ошибки при выполнении пальценосовой пробы. Перечисленные нарушения движений резко усиливаются, когда больной закрывает глаза. Нарушение функций каких структур головного мозга можно предполагать в этом случае?

Образец экзаменационного билета:

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет

имени академика И.П.Павлова Министерства здравоохранения РФ»

Кафедра нормальной физиологии

Специальность Сестринское дело 34.03.01

(уровень бакалавриата)

Дисциплина «Нормальная физиология»
Семестр 2
Экзаменационный билет № 4
  1. Потенциал действия   нейрона: фазы, ионные   механизм формирования, свойства (по сравнению со свойствами локального ответа).
  2. Лимфатическая система, её основные функции. Механизмы лимфообразования и лимфооттока. Функции лимфатических узлов.
  3. Боль, ее функции и механизмы. Антиноцицептивная система.
  4. Методика проведения "мозжечковых проб" у человека.
  5. Дайте физиологическую оценку следующим данным пробы Реберга: суточный диурез = 10.0 л, концентрация креатинина в плазме крови = 0.1 ммоль/л, концентрация креатинина в моче = 0.85 ммоль/л.
 
 
 
 

 

Утверждаю

Зав. кафедрой, профессор __________Лопатина Е.В.

                                                 (подпись)

«___» _______ 2019_ года

 

Последипломная подготовка,  аспирантура

Аспирантура по специальности 1.5.5. физиология человека и животных. Науки медицинские, биологические.

Научная деятельность. Публикации сотрудников

  1. Пасатецкая Н. А., Лопатин А. И.,  Кипенко А. В., Лопатина  Е. В  // Изучение токсического эффекта гомоцистеин тиолактона в условиях органотипического культивирования ткани кости. Волгоградский научно-медицинский журнал. 2017. №1.  C.6-11. РИНЦ (0,426)
  2. Пасатецкая Н. А., Лопатин А. И., Кипенко А. В., Лопатина Е. В. Ремоделирование костной ткани: возможный вклад адреналина // Волгоградский научно-медицинский журнал.  2017. №4 (56). С. 47-50. РИНЦ (0,426)
  3. Соколова М.Г., Лобзин С.В,  Пеннияйнен В.А., Кипенко А.В., Лопатина Е.В., Резванцев М.В., Гавриченко А.В. Роль ростовых полипептидных соединений в механизме пластичности ЦНС у больных  наследственной патологией периферического двигательного нейрона. Биомедицинская химия. 2017. Т.63, выпуск 5. С.1-4. РИНЦ, Scopus (1,053)
  4. Соколова, М.Г. , Е.В. Лопатина, В.А. Пеннияйнен, А.В. Кипенко, Н.А. Пасатецкая Изучение нейротрофотропного действия коменовой кислоты в органотипической культуре ткани в присутствии сыворотки крови больных спинальной мышечной атрофии 2 типа / М.Г. Соколова, // Гены и клетки. 2017. Т. XII, № 3. С. 230. РИНЦ, Scopus (0,378)
  5. Elena Lebedeva, Natalya Pasatetskaya, Mikhail Gonotkov, Vladimir Nuzhny, Ekaterina Lopatina, and Vladimir Golovko The electrophysiological analysis of ouabain sensitivity of mouse and guinea pig sinoauricular node cells // The FASEB Journal, 2018. –  32:1_supplement, lb305-lb305. SCOPUS (4.698).
  6. В.И. Евлахов, И.З. Поясов, В.И. Овсянников, Е.В. Шайдаков Кардиогемодинамика правого желудочка при хронической тромбоэмболической лёгочной гипертензии. Медицинский академический журнал.- 2017.- Т.17, № 2.- с. 34 -41.
  7. Пасатецкая Н.А., Лопатина Е.В., Кипенко А.В., Рубанова Н.С., Цырлин В.А. Реализация трофотропного эффекта катехоламинов в культуре возбудимых и невозбудимых тканей эволюционно различающихся животных // Рос. физиол. журн. им. И. М. Сеченова. 2018. Т. 104, № 5. С. 590-599. (Scopus, РИНЦ  0,545)
  8. В.И. Евлахов, И.З. Поясов, В.И. Овсянников Физиологические механизмы лёгочной венозной гипертензии– Медицинский академический журнал. 2018, т.18 № 2 с 7.-18
  9. В.И. Евлахов, И.З. Поясов, В.И. Овсянников Характер изменений легочной и венозной гемодинамики при экспериментальной тромбоэмболии легочной артерии и ишемии миокарда.- Медицинский академический журнал 2019, Т. 19, № 1, с.73-80. https://doi.org/10.17816/MAJ19173-80 .- РИНЦ
  10. В.И. Евлахов, И.З. Поясов Венозный возврат и легочная гемодинамика при искусственной вентиляции легких с положительным давлением в конце выдоха.- Медицинский академический журнал. - 2019, Т. 19, № 3 , с.11-20. https://doi.org/10.17816/MAJ19311-20. (RSCI) SCOPUS (4.797)
  11. М. Г. Соколова,  Е. В. Лопатина,  С. В. Лобзин,  С.Н. Давиденкова А. В. Гавриченко, А. А. Зуев,  О. С. Рощина.  «Биотехнологический подход  для обоснования дифференцированного применения нейропротективной терапии у больных наследственными нервно- мышечными заболеваниями» Медицинский алфавит No22/2020. Неврология и психиатрия (3) 2020 год.  Стр 48-51. (IF=0,339)
  12. Соколова М.Г., Лобзин С.В., Зуев А.А., Пустозеров В.Г., Александров Н.Ю., Гавриченко А.В. «К вопросу дифференциальной диагностики мультифокальной моторной  невропатии» Вестник Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова. 2020;12(1):89-96. РИНЦ (0,261)
  13. Пасатецкая Н.А., Лопатин А.И., Лопатина Е.В. Сравнительный анализ влияния адреноблокаторов в условиях органотипического культивирования ткани кости. 2020. Волгоградский научно-медицинский журнал. № 3,С.25-29. РИНЦ (0,426).
  14. Евлахов В.И., Поясов И.З., Березина Т.П. Особенности изменений макро- и микрогемодинамики легких в условиях применения агонистов и блокаторов холинорецепторов. - Медицинский академический журнал.- 2020, Т. 20, №4 стр.35-44. https://doi. /10.17816/
  15. Привалова М.А., Соколова М.Г., Кабанов Ю.Р, Божков И.А.,  Лопатина Е.В., Поляков Ю.И. РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ЦЕРЕБРАЛЬНЫХ НЕВРОЛОГИЧЕСКИХ ОСЛОЖНЕНИИ НА ФОНЕ СЕЗОННЫХ РЕСПИРАТОРНЫХ ВИРУСНЫХ ИНФЕКЦИЙ И НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ КОВИД-19 / Медицинский алфавит. -2021. - № 23. С. . (ВАК , РИНЦ, IF=0,366).
  16. М. Г. Соколова, М. А. Привалова, В. А. Шавуров, О. Ю. Штакельберг, Е. В. Лопатина, Н. А. Пасатецкая, Ю. И. Поляков Клинико-нейрофизиологические корреляции у больных перенесших Ковид-19, и обоснование патогенетической терапии / Медицинский алфавит. 2021. Неврология и психиатрия- № 36. С. 29-33.
  17. Налькин С.А., Влияние активного аутоиммунного процесса на функцию лобных долей у больных миастенией / Соколова М.Г., Лобзин С.В., Поляков Ю.И., Лопатина Е.В., Кокоренко В.Л., Васильева Н.В., Фролова Е.В., Аак О.В. // Таврический Журнал Психиатрии. 2020. Т. 24, №4 (93). С 21 – 28.
  18. Н.А. Пасатецкая, А.И. Лопатин, С.И. Климшин, Е.В. Лопатина Норадреналин регулирует остеогенез в эмбриональный период развития. Гены и Клетки: Том XVI, №4, 2021 год, стр.: 38-41. DOI: https://doi.org/10.23868/202112006  ВАК, РИНЦ, Scopus, RSCI, Q4; IF РИНЦ - 0,53, SJR- 0,12 MAJRSCI)
  19. Гавриченко А.В., Пасатецкая Н.А., Соколова М.Г., Лопатина Е.В. Миопротективное действие неквантового ацетилхолина: модель миопатического компонента хронической воспалительной демиелинизирующей полиневропатии in vitro. Анналы клинической и экспериментальной неврологии. 2022; 16(3): 41–46. Дата публикации 30.09.2022 DOI: https://doi.org/10.54101/ACEN.2022.1.3 ВАК, РИНЦ, Scopus, RSCI Q4, CiteScore 2021- 0,5 SJR 2021- 0,140 SNIP 2021- 0,336 IF РИНЦ – 0,811
  20. Пасатецкая Н. А., Климшин С. И., Васильева Т. Д., Лопатина Е. В. Физиологическая роль мелатонина при оксидативном стрессе в эмбриональный период развития. Ученые записки СПбГМУ им. акад. И. П. Павлова. 2022;29(3):39–44. DOI: https://doi.org/10.24884/1607-4181-2022-29-3-39-44  ВАК, РИНЦ, IF РИНЦ – 0,345
  21. Evlakhov VI, Poyassov IZ, Berezina TP The impact of nebivolol, carvedilol and propranolol on pulmonary microhemodynamics in case of experimental pulmonary thromboembolism in rabbits. Medical Academic Journal. 2022; 22(1):17–27. https://doi.org/10.17816/MAJ96368 RSCI.
  22. Лопатин А.И., Пасатецкая Н.А., Удовенко Е.Г., Лопатина Е.В.Участие адренорецепторов в регуляции роста эмбриональной сетчатки. Волгоградский научно медицинский журнал.- 2023.- Т.20, № 3.-C. 31-36. IF= 0,307
  23. Лопатин А.И., Пасатецкая Н.А., Лопатина Е.В., Андреев В.В. Применение цитофлавина для коррекции метаболических нарушений у новорожденных в критических состояниях // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32980 (дата обращения: 23.10.2023).IF=0,414.
  24. Lopatina, E.V., Gavrichenko, A.V. & Pasatetskaya, N.A. Involvement of Acetylcholine and Na+,K+-ATPase in the Regulation of Skeletal Muscle Growth in a Chicken Embryo. J Evol Biochem Phys 59, 285–292 (2023). https://doi.org/10.1134/S0022093023010234 IF=0,6

 

Список грантов, научных контрактов и договоров

Научный руководитель: зав. кафедрой  д.б.н., доцент Е.В. Лопатина. Исполнитель – доцент, к.б.н. Н.А. Пасатецкая

  1. Субсидия правительства Санкт-Петербурга для молодых ученых, молодых кандидатов наук вузов, отраслевых и академических институтов, расположенных на территории Санкт-Петербурга в 2019 году.
  2. Субсидия правительства Санкт-Петербурга для молодых ученых, молодых кандидатов наук вузов, отраслевых и академических институтов, расположенных на территории Санкт-Петербурга в 2020 году.
  3. Субсидия правительства Санкт-Петербурга для молодых ученых, молодых кандидатов наук вузов, отраслевых и академических институтов, расположенных на территории Санкт-Петербурга в 2021 году.
  4. Субсидия правительства Санкт-Петербурга для молодых ученых, молодых кандидатов наук вузов, отраслевых и академических институтов, расположенных на территории Санкт-Петербурга в 2022 году.
  5. Субсидия правительства Санкт-Петербурга для молодых ученых, молодых кандидатов наук вузов, отраслевых и академических институтов, расположенных на территории Санкт-Петербурга в 2023 году.

Диссертации

По итогам научной работы на кафедре нормальной физиологии и под руководством сотрудников кафедры за последние годы были защищены следующие диссертационные работы:

  1. Соколова М.Г. Докторская диссертация«Орфанные наследственные
    нервно-мышечные болезни: принципы  дифференцированной терапии»
  2. Пасатецкая Н.А. Кандидатская диссертация «Рецептор-опосредованная модуляция сигнальной функции Nа+,K+-АТФазы» 03.03.01.-Физиология (науки биологические). 2019. Научный руководитель – д.б.н., доцент Е.В. Лопатина.
  3. Гавриченко А.В. Кандидатская диссертация. «Физиологическая роль неквантового ацетилхолина в механизмах, препятствующих развитию хронической воспалительной демиелинизирующей полиневропатии», 1.5.5. –Физиология человека и животных; 3.1.24- Неврология (науки медицинские). 2022. Научные руководители д.б.н., доцент Е.В. Лопатина, д.м.н., доцент М.Г. Соколова.