Уважаемые участники олимпиады по химии!

Для достижения успешного результата вы должны знать:

  1. особенности строения атомов элементов;
  2. природу химической связи, ее характеристики и свойства, особенности поведения органических соединений с различными типами ковалентной связи (амидной, гликозидной, сложноэфирной и др.)
  3. классификацию неорганических и органических соединений; взаимосвязь между классами
  4. механизмы органических реакций;
  5. тривиальные названия широко используемых органических и неорганических соединений;
  6. области применения органических и неорганических соединений;
  7. влияние условий проведения реакций на природу продуктов;
  8. влияние одновременного изменения нескольких факторов на скорость химической реакции; знать количественные характеристики скорости реакции, динамического равновесия;
  9. понятие кислотности, основности и амфотерности согласно теориям Аррениуса и протолитической теории Бренстеда – Лоури; количественные характеристики этих свойств; водородный и гидроксильный показатели;
  10. физический смысл и количественные характеристики ОВР (в том числе электролиза) с участием органических и неорганических веществ;
  11. физические свойства органических и неорганических соединений; качественные реакции на органические и неорганические соединения, уметь провести мысленный эксперимент по описанию процессов;
  12. именные реакции, правила, реактивы (названные по фамилиям ученых, открывших или объяснивших реакции, например, реакция Мак-Мурри, правило Голлемана; предложивших использование реактива для анализа или в органическом синтезе, например, реактив Толленса, реактив Гриньяра).


Вы должны уметь:

  1. производить расчеты для решения задач;
  2. подбирать недостающие реагенты для записи уравнений реакций согласно логике протекания процессов;
  3. планировать цепочку органического синтеза, предполагающего несколько стадий.

Вы должны быть аккуратными и внимательными – проявить качества, необходимые врачу! – а именно: после формирования стратегии ответа не забыть про «мелочи»: коэффициенты в уравнениях, указание условий, побочные продукты и т.д.

Обратите внимание, что аналогичные по структуре вещества проявляют аналогичные свойства, например, амид бария реагирует аналогично известному амиду натрия; реакция «медного зеркала» аналогична реакции «серебряного зеркала» и т.д.

Примеры олимпиадных заданий

Обратите внимание, что олимпиадные задачи не являются типовыми! Решение задач требует творческого подхода и знания программы профильного уровня, а также интереса к химической науке.

Кафедра общей и биоорганической химии желает всем участникам успехов!