Вузовская (додипломная) подготовка по программе специалитета согласно ФГОС 3+ поколения направлена на подготовку высококвалифицированных кадров с освоением ими профессиональных компетенций по оказанию помощи пациентам при неотложных состояниях.

Zaripova ZAОтветственная за учебную работу – заведующий учебной частью, доцент, к.м.н., Зарипова  Зульфия Абдулловна
тел.:8 -981- 190-93-42; e-mail:realzulya@mail.ru

 

 

 

Освоение вопросов анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии в практической работе врача. Приобретение навыков и умений, овладение компетенциями: оказание неотложной помощи, управление жизненно важными функциями организма с временным или постоянным, полным или частичным их замещением в острых ситуациях, возникающих в анестезиологической практике при хирургических вмешательствах, травмах, при ухудшении течения соматических заболеваний; своевременная диагностика и оказание помощи при нарушениях функции органов дыхания, кровообращения, ЦНС, эндокринной системы и др., овладение особенностями обезболивания и анестезиологического обеспечения оперативных вмешательств, перевязок и диагностических исследований в разных областях плановой и экстренной хирургии. В практической деятельности особое внимание уделяется как отработке непосредственно навыков неотложных мероприятий во время занятий на манекенах, так и вопросам организации процесса оказания неотложной помощи, «взаимодействия в команде» при терапии критических состояний. Спецификой преподавания данной дисциплины является применение технических средств в учебном процессе (манекены, тренажеры, симуляторы, современная наркозно-дыхательная и контрольно-диагностическая аппаратура, используемая в операционных и палатах интенсивной терапии, компьютерный контроль знаний по основным разделам дисциплины). Завершается преподавание дисциплины сдачей зачета.

Для успешного освоения дисциплины обучающийся должен иметь предварительную подготовку в объеме полных курсов по нормальной анатомии и нормальной физиологии, патологической анатомии и патологической физиологии, фармакологии, микробиологии, иммунологии, топографической анатомии и оперативной хирургии, общей хирургии и пропедевтики внутренних болезней, общему уходу за больными, истории медицины и т.д. Освоение курса иностранного языка необходимо для работы с иностранной медицинской литературой, библиографическими и электронными информационными ресурсами.

Программа предусматривает формирование представлений о «медицине критических состояний», закрепление основ клинической физиологии применительно к дисциплине «анестезиология и реаниматология»; раскрытие понятия «критическое состояние», обоснование и выбор способов защиты пациента от операционной травмы и коррекции закономерно возникающих нарушений под воздействием хирургических вмешательств и факторов анестезии. Отдельно рассматриваются методы и приёмы выведения больного из критического состояния, включая терминальное.

На кафедре на сегодняшний день обучаются студенты 6 курса лечебного и спортивного факультетов.

 

Основные разбираемые вопросы:

- Общее представление о системе оказания экстренной медицинской помощи в Российской Федерации.

- Терминальные состояния. Сердечно-легочная реанимация.

- Экстренная медицинская помощь при угрожающих жизни состояниях.

- Острая дыхательная недостаточность. Клиника, диагностика, принципы интенсивной терапии.

- Острая недостаточность кровообращения.

- Коматозные состояния. Клиника, диагностика и интенсивная терапия.

- Современные методы анестезиологического обеспечения операций, перевязок и диагностических вмешательств.

Концепция: подготовка компетентного специалиста в соответствии с квалификационными требованиями

Стратегия: формирование у будущих специалистов основных понятий в сфере оказания медицинской помощи при состояниях, угрожающих жизни пациента.

Тактика: максимальная практическая направленность и фундаментальная теоретическая подготовка

Перспективы:

Программа ФГОС 3+ привела к увеличению общей трудоёмкости дисциплины до 108 часов (3 зачётные единицы), с расширением тематики практических занятий, а также использованием дистанционных и симуляционных технологий.

 

Лекции:

  1.  Организация анестезиолого-реаниматологической службы в РФ.
  2.  Основы оказания помощи в неотложных ситуациях.
  3.  Острая дыхательная недостаточность.
  4. Современные методы анестезиологического обеспечения.
  5. Острая недостаточность кровообращения.
  6. Коматозные состояния.
  7. Сердечно-лёгочная реанимация.

 

Рабочие тетради:

Сердечно-лёгочная реанимация

Первая помощь при неотложных состояниях

Шок

Неотложные состояния

Неотложные состояния – 2 

Дыхательная недостаточность

Токсикология

Травма

 

Расписание

Расписание лекций и практических занятий на кафедре анестезиологии и реаниматологии для студентов 6 курса (2020/2021 учебный год) иностранного факультета 20.10.2020-02.11.2020 группа 653а

Расписание лекций и практических занятий на кафедре анестезиологии и реаниматологии для студентов 6 курса (2020/2021 учебный год) 06.10.2020-19.10.2020 группы 611, 615, 616

Расписание лекций и практических занятий на кафедре анестезиологии и реаниматологии для студентов 6 курса (2020/2021 учебный год) 20.10.2020-02.11.2020 группы 607, 608

Расписание лекций и практических занятий на кафедре анестезиологии и реаниматологии для студентов 6 курса (2020/2021 учебный год) 03.11.2020-16.11.2020 группы 612, 613, 614

Расписание лекций и практических занятий на кафедре анестезиологии и реаниматологии для студентов 6 курса (2020/2021 учебный год) 17.11.2020-30.11.2020 группы 602, 609, 610

Расписание лекций и практических занятий на кафедре анестезиологии и реаниматологии для студентов 6 курса (2020/2021 учебный год) 01.12.2020-14.12.2020 группы 622, 635, 636

  

 

Литература для самоподготовки:

  1. Полушин Ю.С. Основы анестезиологии и реаниматологии. – СПб.: Из-во Н.-Л., 2013. – 300 c.
  2. Анестезиология: национальное руководство /под ред. А.А. Бунятяна, В.И. Мизикова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 1104 с.
  3. Интенсивная терапия: национальное руководство /под ред. Б.Р. Гельфанда, А.И. Салтанова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – Том 1. – 956 с.
  4. 2010 International Consensus on Cardiopulmonary Resuscitation and Emergency Cardiovascular Care Science With Treatment Recommendations.
  5. Интенсивная терапия: национальное руководство /под ред. Б.Р. Гельфанда, А.И. Салтанова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – Том 2. – 784 с.
  6. Балткайс Я.Я., Фатеев В.А. Взаимодействие лекарственных веществ. – М.: Медицина, 1991.
  7. Бертрам Г. Катцунг А. Базисная и клиническая фармакология: в 2-х т. / пер. с англ. – М.-СПб.: Бином, Невский Диалект, 1998.
  8. Анестезиология и реаниматология: руководство для врачей / под ред. проф. Ю.С. Полушина. – СПб, «Элби-СПб», 2004. – 720 с.
  9. Сусла Г.М., Мазур Г., Гунньон Р.Е., Соффредини Э.Ф., Оджнибен Ф.П., Хоффан В.Д., Шелхомер Д. Г. Фармакотерапия неотложных состояний. – М.- СПб.: Бином, Невский диалект, 1999.
  10. Харкевич Д.А. Фармакология миорелаксантов. – М.: Медицина, 1989.
  11. Молчанов И.В., Заболотских И.Б., Магомедов М.А. Трудный дыхательный путь с позиции анестезиолога-реаниматолога: пособие для врачей. – Петрозаводск: изд-во ИнтелТек, 2006. – 128 с.
  12. Бараш П.Д., Куллен Б.Ф., Стэлтинг Р.К. Клиническая анестезиология. – М.: Медицинская литература, 2004. – 592 с.
  13. Дж. Эдвард Морган-мл., Мэгид С. Михаил. Клиническая анестезиология: книга 1-4 /пер.с англ. – М.-СПб.: Изд-во БИНОМ - Невский Диалект, 1998-2002.
  14. Дэвид М. Габа, Кевин Дж. Фиш, Стивен К. Хауард. Критические ситуации в анестезиологии / пер. с англ. – М.: Медицина, 2000. – 420 с.
  15. Практикум по анестезиологии для интернов / под ред. проф. Ю.С. Полушина. – СПб, 2002 г.
  16. Искусственная и вспомогательная вентиляция легких современными аппаратами / под ред. проф. А.И. Левшанкова. – СПб, 1993. –138 с.

 

Дополнительно:

Примерные варианты заданий в тестовой форме (при углубленном изучении предмета):

  1. Чему примерно равна поверхность альвеолярно-капиллярного барьера?
  2. Чему равно отношение функционального мёртвого пространства к дыхательному объёму, если РаСО2 = 50 мм рт.ст., РetС02=30 мм рт.ст.?
  3. Какие осложнения наиболее часто возникают при проведении масочного наркоза у детей?
  4. Что является показателем эффективности ИВЛ у детей?
  5. При выборе метода анестезии у больного пожилого и старческого возраста каким постулатом следует руководствоваться?
  6. За счёт какого механизма компенсируются гемодинамические нарушения у больных пожилого и старческого возраста?
  7. Что входит в состав стандарта минимального мониторинга?
  8. Что характерно для тяжёлой анафилактической/анафилактоидной реакции во время анестезии?
  9. Что относится к клиническим признакам гиперкапнии?
  10. Какие формы нарушений кислотно-основного состояния могут наблюдаться при перитоните?