Варикозная болезнь молодеет. А именно она может стать причиной угрожающей жизни тромбоэмболии. Действительно ли всё так плохо с ногами у россиян, «Фонтанка» спросила у Марины Каплиной, хирурга, флеболога, лимфолога ПСПбГМУ им. Павлова.
— Марина Юрьевна, у 70 процентов россиян — проблемы с сосудами ног. Причем большая часть — люди трудоспособного возраста, среди них даже молодежь. Почему вдруг так много?
— Если речь идет обо всех сосудистых проблемах, это правда. Однако у 34% из 69 это сосудистые «звездочки» и «сеточки». То есть не болезнь, а косметический дефект, с которым к флебологу обращаются как раз молодые люди в возрасте от 20 лет. По МКБ-10 мы должны кодировать диагноз как варикозное расширение вен. При этом собственно заболевания остаются приблизительно на одном уровне годами.
Это флебопатия — 4,7%; варикоз — 21,3%; хроническая венозная недостаточность (ХВН) — 8,2%; трофические венозные язвы — 1,1%. То есть нельзя сказать, что заболеваемость значимо выросла, в том числе у молодых людей. Но то, что многие от этой проблемы страдают, — факт.
Пугающие цифры по заболеваемости, скорее всего, связаны с тем, что стала доступной качественная диагностика. Буквально каждый флеболог может использовать на приеме УЗИ — золотой стандарт сосудистой диагностики. И сегодня обращающиеся, на первый взгляд, с косметической проблемой (вена стала заметной), узнают о том, что это начальная стадия варикозной болезни. И решают ее раньше, чем она достигнет стадии ХВН — еще 20 лет назад это был основной диагноз, который ставился в основном людям в почтенном возрасте.
Понимаете, сама вена каких-то субъективных ощущений может не давать. Часто женщины 20–50 лет приходят с жалобой на то, что им не нравится, как нога выглядит, их беспокоит качество жизни, а не функция. Мне кажется, что фокус внимания сместился, и человек идет к доктору, когда симптомов болезни еще нет, но нога выглядит некрасиво. Поэтому выявляем варикоз на более ранних стадиях, чем прежде, а кажется, будто болезнь помолодела.
— Когда у человека, пришедшего с жалобой на «эстетику», обнаруживается реальное заболевание, и его тут же лечат, предотвращаются ли проблемы с развитием ХВН к старости?
— Если на УЗИ видим, что подкожные вены в хорошем состоянии, то внутрикожные «сеточки», «звездочки» — вовсе не маркер предрасположенности к развитию варикозной болезни. Человек может прожить с ними всю жизнь. Да, их будет становиться больше, по желанию они убираются. Медицинских показаний к устранению этих «сеточек» практически не бывает. Другое дело, когда женщине не нравится вена. Поскольку она расположена под кожей, долгие годы была не видна и вдруг проявилась, мы ищем источник — откуда она взялась и почему расширилась? А если на ней еще и узелки есть, то это с большой долей вероятности варикозная болезнь. Остановив процесс — выключив источник неправильной работы вены, мы предотвращаем серьезные проблемы, в том числе ХВН.
— Почему вена становится видна?
— В норме кровь по вене течет от ног к сердцу. А при развитии варикозной болезни клапаны внутри вены не срабатывают, кровь начинает течь в обратном направлении. Это приводит к тому, что подкожная вена расширяется. И мы ее видим.
— Если это начало варикозной болезни, а человек с ней не борется, что происходит дальше?
— Считается, что у такого человека риск развития тромбообразования увеличивается в 5 раз в сравнении с теми, у кого варикоза нет. Плюс это может приводить к развитию трофических нарушений кожи, все слышали наверняка про трофические язвы. Впрочем, если у человека появилась одна варикозная вена, то тромбы и трофические язвы вовсе не неизбежны. Беда в том, что мы не можем спрогнозировать, по какому пути развития варикозная болезнь пойдет у конкретного человека. Поэтому и предлагаем на ранних стадиях устранить источник патологического тока крови.