SmirnovaNNЗаведующая кафедрой – Смирнова Наталья Николаевна, доктор медицинских наук, профессор

 

 

 

 

 

Контактная информация:

Тел.: +7 921 8646448; nephro-uro-kids@mail.ru

Отв. за учебную работу кафедры: Белозерцева Валентина Николаевна
+7 921 8646448; val.belozer@yandex.ru

Отв. за научную работу: Куприенко Наталья Борисовна
+7 951 6438086; n-b-k@bk.ru

Кафедра расположена

Основная база кафедры:

Детская клиническая больница №5 им. Н.Ф. Филатова, ул. Бухареcтcкая 134, 1 корпус, 3 этаж
Как добраться: м. Купчино, трамвай № 62 или 45 или м. Дунайская

Дополнительные базы кафедры:

Детская поликлиника № 19. Ул. Куйбышева 25.
Ехать: метро Горьковская, трамвай №6.

Городской детский диагностический центр ул.Олеко Дундича, д.36, к.2
Ехать: м. Купчино, автобус № 96, трамвай № 62.

Детская поликлиника №30, ул. Королева, д. 3, к.2
Ехать: м.Пионерская, троллейбусы №25, 50; автобусы №79, 170, 184.

Детская поликлиника №14 . Малый пр.П.С., д. 

 

 

История кафедры педиатрии

Кафедра педиатрии ПСПбГМУ им. акад. И.П.Павлова образована в 1900 году при Женском медицинском институте (ЖМИ). Подробнее

 

Цели и задачи, направления деятельности

Кафедра осуществляет учебную, воспитательную работу среди студентов и клинических ординаторов, проводит методическую и научно-исследовательскую работу, а также подготовку научно-педагогических кадров и повышение их квалификации.

Кафедра активно участвует в лечебной работе ДГКБ им. Н.Ф. Филатова и других лечебно-профилактических учреждений.

На кафедре проводятся занятия со студентами лечебного (4, 5, 6 курс) и стоматологического факультета (3курс), факультета спортивной медицины (4, 5, 6 курс), иностранного факультета (4, 5, 6 курс), включая обучение с помощью языка-посредника.

Постдипломное образование:

клиническая ординатура;

аспирантура;

циклы повышения квалификации для врачей-педиатров и ВОП

Содержание дисциплины, учебные программы

Основная дисциплина, преподаваемая на кафедре - «Педиатрия».

Цель изучения дисциплины – формирование у обучающихся теоретических и практических знаний, умений и навыков диагностики, лечебной тактики, диспансеризации, профилактики наиболее часто встречающихся заболеваний у детей раннего и старшего возраста и оказание неотложной помощи в зависимости от нозологии заболевания

Основные задачи :

  • ознакомление студентов с принципами организации и работы ЛПУ педиатрического профиля, профилактики внутрибольничных инфекций, создание благоприятных условий пребывания больных и условий труда медицинского персонала;
  • ознакомление студентов с анатомо-физиологическими особенностями систем и органов здорового ребенка, нормальных темпов роста и развития (физического и психомоторного), особенностей иммунитета, метаболизма, гомеостаза детского организма;
  • ознакомление студентов с особенностями этиологии, патогенеза, клинической картины и течения болезней детского возраста, включая изучение факторов, способствующих хронизации болезни и развития осложнений;
  • формирование у студентов навыков по освоению методик клинического обследования больных детей;
  • формирование умения применять необходимые для подтверждения диагноза клинические тесты, пробы и интерпретировать данные клинико-лабораторных методов исследования;
  • формирование у студентов навыков оказания экстренной и первой помощи детям и направления их в случае необходимости к соответствующим специалистам;

 

Обучение проводится в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки «Лечебное дело», 31.05.01, (уровень специалитета) утвержденного приказом Минобрнауки России от 09.02.2016 № 95 и учебным планом специальности «Лечебное дело», а также Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 31.05.03 Стоматология (уровень специалитета) и учебным планом специальности «Стоматология»;

 

На кафедре разработаны учебно-методические комплексы (УМК)

 

Дисциплина «Педиатрия» для специальности «Лечебное дело» (4 и 5 курс) включает в себя следующие разделы:

1. Общие вопросы педиатрии (лекции - 1ч.; практические занятия – 6ч.; самостоятельная работа – 4ч.)

2. Пропедевтика детских болезней (лекции - 4ч.; практические занятия – 36ч.; самостоятельная работа – 18ч.)

3. Заболевания детей раннего возраста (лекции - 14ч.; практические занятия – 58ч.; самостоятельная работа – 35ч.)

4. Заболевания детей старшего возраста (лекции - 14ч.; практические занятия – 52ч.; самостоятельная работа – 35ч.)

5. Избранные вопросы педиатрии (лекции - 7ч.; практические занятия – 24ч.; самостоятельная работа – 7ч.)

 

  • С целью оценки знаний и умений студентов на занятиях проводятся Самостоятельная курация больных
  • Написание клинической (4 курс) и академической (5 курс) истории болезни (самостоятельная работа студентов)
  • Контрольные работы (во время практических занятий)
  • Решение и обсуждение ситуационных задач (во время практических занятий)
  • Решение тестового контроля (во время практических занятий)
  • Самостоятельное написание реферата, подготовка презентации и выступление с докладом.
  • При проведении практических занятий широко практикуются клинические обходы и разборы больных, приемы имитации у студентов профессиональной деятельности при решении тестовых и ситуационных задач. При этом обсуждаются вопросы этиологии и патогенеза, наследственной отягощенности применительно к данному больному, индивидуального назначения лечения и реабилитации. Используя ранее полученные студентами знания, при клинических разборах преподаватель побуждает студентов самостоятельно рассуждать, активно искать ответ, вести дискуссию с товарищами по диагнозу, схемам лечения и прогнозу в отношении конкретного больного.

 

Оценивание качества усвоения дисциплины

Уровень знаний, качество подготовки к занятиям, активность студентов, посещение лекций оценивается в каждом семестре согласно бально-рейтинговой системе и напрямую связан с суммой баллов, набранных по всем предусмотренным учебным планом видам деятельности за семестр. Максимальная сумма баллов за семестр равна 60, а минимальная 36 балллам.

Накопленный рейтинг студента определяется из семестровых рейтингов путем их усреднения.

По итогам изучения дисциплины «Педиатрия» на кафедре проводится экзамен в виде собеседования по трем стандартизованным вопросам и решения практико-ориентированной ситуационной задачи с обоснованием клинического диагноза, определением тактики дальнейшего обследования и лечения больного.

Критерии оценивания преподавателем теоретической части зачета:

– соответствие содержания ответа вопросу, полнота раскрытия темы (оценка соответствия содержания ответа вопросу);

– умение проводить анализ прочитанной учебной и научной литературы, сопоставлять теорию и практику;

– логичность, последовательность изложения ответа;

– наличие собственного отношения обучающегося к теме;

– аргументированность, доказательность излагаемого материала.

Описание шкалы оценивания ответов на каждый из вопросов:

– от 0 до 2 баллов – неудовлетворительно;

– от 3 до 5 баллов – удовлетворительно;

– от 6 до 8 баллов – хорошо;

– от 9 до 10 баллов – отлично

  • Оценка «отлично» выставляется за ответ, в котором содержание соответствует теме или заданию, обучающийся глубоко и прочно усвоил учебный материал, последовательно, четко и логически стройно излагает его, демонстрирует собственные суждения и размышления на заданную тему, делает соответствующие  выводы; умеет тесно увязывать теорию с практикой, свободно справляется с задачами, вопросами и другими видами применения знаний, не затрудняется с ответом при видоизменении заданий, приводит материалы различных научных источников, правильно обосновывает принятое решение, владеет разносторонними навыками и приемами выполнения  задания, показывает должный уровень сформированности компетенций.
  • Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, если его ответ соответствует и раскрывает тему или задание, обучающийся показывает знание учебного материала, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей при выполнении задания, правильно применяет теоретические положения при выполнения задания, владеет необходимыми навыками и приемами его выполнения, однако испытывает небольшие затруднения при формулировке собственного мнения, показывает должный уровень сформированности компетенций.
  • Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, если его ответ в полной мере раскрывает тему/задание, обучающийся имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении учебного материала по заданию, его собственные суждения и размышления на заданную тему носят поверхностный характер.
  • Оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, если не раскрыта тема, содержание ответа не соответствует теме, обучающийся не обладает знаниями по значительной части учебного материала и не может грамотно изложить ответ на поставленное задание, не высказывает своего мнения по теме, допускает существенные ошибки, ответ выстроен непоследовательно, неаргументированно.

 

Критерии оценивания преподавателем практико-ориентированной части зачета:

– правильная постановка диагноза или нескольких диагнозов (в случае, если необходима дифференциальная диагностика между несколькими дерматозами) на основании описания имеющейся симптоматики;

– умение обосновать диагноз;

– умение проводить анализ прочитанной учебной и научной литературы, сопоставлять теорию и практику;

– логичность, последовательность изложения ответа;

– умение определить необходимый объем и выбрать методики клинико-лабораторного и инструментального обследования больного;

– умение оценить целесообразность системной терапии дерматоза и назначить необходимую общую терапию;

– умение выбрать формы и средства для наружной терапии дерматоза, соответствующие остроте и характеру воспалительных изменений кожи.

 

Описание шкалы оценивания решения ситуационной задачи:

– от 0 до 2 баллов (неудовлетворительно) – диагноз не поставлен или поставлен неправильно, тактика обследования и лечения не определены;

– от 3 до 5 баллов (удовлетворительно) – диагноз поставлен, но сформулирован неточно – без указания клинической формы, стадии, фазы процесса, обследование и лечение назначены не в полном объеме, не соответствуют описанной клинической ситуации;

– от 6 до 8 баллов (хорошо) – диагноз поставлен правильно, точно сформулирован по МКБ-10, имеются отдельные недочеты и неточности в планируемом обследовании и лечении больного;

– от 9 до 10 баллов (отлично) – диагноз поставлен правильно, полностью обоснован, точно сформулирован по МКБ-10, необходимое обследование и лечение назначены в полном объеме.

 

Итоговая оценка за зачет выставляется преподавателем в совокупности на основе оценивания результатов ответов на каждый из трех теоретических вопросов и решения практико-ориентированной ситуационной задачи (до 10 баллов за каждый вопрос и задачу).

Максимальное количество баллов за экзамен – 40, зачетное – 25 баллов. При наборе менее 25 баллов – зачет не сдан по причине недостаточного уровня знаний, студент направляется на пересдачу.

 Итоговый балл за дисциплину получается путем сложения усредненного балла за семестры и балла за экзамен.

 

Дисциплина «Педиатрия» для специальности «Стоматология» включает в себя следующие разделы:

п/п

Разделы (темы) дисциплины Количество часов Всего
Лекции ПЗ Самостоятельная работа (СРС)
1.

История отечественной педиатрии и кафедры педиатрии СПбГМУ им. акад. И.П.Павлова. Особенности педиатрии как дисциплины. Здоровый ребенок. Периоды детского возраста.

 

2 4 7 13
2. Вскармливание детей раннего возраста. Питание детей старшего возраста. 2 4 7 13
3. Дефицитные состояния у детей. 2 4 6 12
4. Заболевания желудочно-кишечного тракта у детей 2 4 6 12
5. Заболевания сердечно-сосудистой системы у детей 2 4 6 12
6. Болезни почек у детей. 2 4 6 12
7. Заболевания крови у детей. 2 4 6 12
8. Неотложная помощь в педиатрии 2   2 4
9. Заболевания органов дыхания у детей   4 4 8
  Зачет   4 6 10
  Итого 16 36 56 108

Контроль за степенью усвоения знаний по педиатрии на стоматологическом факультете проводится в ходе практических занятий и в конце цикла в форме собеседования с преподавателем. Текущая проверка усвоения материала осуществляется методами тестового контроля, тестовых вопросов с пояснениями, алгоритмов диагностики и лечения. Собеседование со студентом происходит с использованием билетов, каждый из которых содержит два вопроса.

Итоговые знания студентов по дисциплине оцениваются согласно положению о бально-рейтинговой системе по 100-балльной шкале.

 

Дисциплина «Семейная педиатрия» изучается в 11/12 семестрах, относится к циклу профессиональных дисциплин образовательного стандарта высшего профессионального медицинского образования   31.05.01 Лечебное дело

Модуль состоит из практических клинических занятий объемом 18 академических часов, а также предусматривает самостоятельную работу студентов 9 часов и включает следующие разделы:

1. Пропедевтика детских болезней. ( практические занятия – 6 часов)

Периоды детского возраста.

Анатомо-физиологические особенности ребенка

Вскармливание

2. Заболевания детей раннего возраста. (практические занятия – 6 часов, самотоятельная работа 4 часа)

Рахит.

Железодефицитные анемии.

Хронические расстройства питания и пищеварения.

Бронхит. Бронхиолит.

Пневмонии.

3. Избранные вопросы педиатрии. (практические занятия – 5 часов, самотоятельная работа - 2 часа)

Острые кишечные инфекции (ОКИ).

Острые респираторные вирусные инфекции у детей.

Судорожный синдром.

Неотложные состояния

4. Промежуточная аттестация (зачет – 1 час, самостоятельная работа по подготовке к зачету – 3 часа)

Внеаудиторная СРС включает конспектирование литературных источников по темам занятий, проработку учебного материала по конспектам, учебной и научной литературе, изучение тем теоретического курса, запланированных для самостоятельного освоения, в, решение ситуационных задач, подготовку к зачетам и экзаменам.

Работа студента оценивается по 100-бальной шкале согласно положению о бально-рейтинговой системе.

 

На кафедре проводится обучение в клинической ординатуре.

Разработана и утверждена Основная ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ образовательная программа ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ – ПРОГРАММА ОРДИНАТУРЫ направление подготовки 31.08.19 «ПЕДИАТРИЯ».

  • Обучение проводится по индивидуальным планам с учетом расписания занятий, обязательных для всех специальностей и пожеланий обучающихся
  • Семинары на кафедре для ординаторов
  • Обязательная промежуточная и итоговая аттестация
  • Занятия проводятся на основных базах кафедры и в других детских клиниках СПб, в том числе: ДГКБ № 2 Марии Магдалины (кардиология, нефрология), ДГКБ № 19 им. К.А.Раухфуса (пульмонология, эндокринология).

 

Курс последипломного образования начал свою работу в 2014/15 учебном году.

Проводятся циклы повышения квалификации для врачей педиатров, циклы первичной переподготовки по специальности «Педиатрия», циклы усовершенствования для медицинских сестер.

Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации педиатров по теме «избранные вопросы педиатрии» (срок обучения 144 академических часа)

План циклов на 2020 год

Название цикла

Вид подготов-ки

Контингент

Дата проведения

Кол-во дней

Кол-во часов

Избранные вопросы педиатрии

ПК

педиатры

20.01-15.02.

24

144

Избранные вопросы детской кардиологии и пульмонологии

НМО

Педиатры, детские кардиологи и пульмонологи

25.02-02.03.

6

36

Избранные вопросы педиатрии

ПК

педиатры

10.03-06.04

24

144

Избранные вопросы педиатрии

НМО

педиатры

13.04-18.04

6

36

Избранные вопросы педиатрии

ПК

педиатры

11.05-06.06

24

144

Избранные вопросы педиатрии

ПК

педиатры

14.09-10.10

24

144

Избранные вопросы детской кардиологии и пульмонологии

НМО

Педиатры, детские кардиологи и пульмонологи

19.10-24.10

6

36

Избранные вопросы педиатрии

ПК

педиатры

09.11-05.12

24

144

Избранные вопросы педиатрии

НМО

педиатры

14.12-19.12

6

36

В помощь педиатрам и семейным врачам издан карманный справочник «Педиатрия для семейного врача». / Н.Н. Смирнова, В.Н. Белозерцева, Н.Д. Сорока. - Санкт-Петербург: СпецЛит, 2017. - 71 с.

 

Научная деятельность

Основные направления научных исследований кафедры педиатрии :

пульмонология,

нефрология.

Инициативная тема: «Поражение органов-мишеней при нарушении трофического статуса у детей и подростков»

Защищена диссертация К.М.Н. В.А.Калашникова «Состояние гепатобилиарной системы у детей с ожирением»

Н.Б.Куприенко готовится к защите диссертация Д.М.Н. «Факторы прогрессирования кардио-ренальных нарушений при ожирении у детей»

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины «Педиатрия»-2019

 

Студенческое научное общество

Уже более века на кафедре существует студенческое научное общество.

ZestyannikovaС 2010 г. студенческое научное общество кафедры возглавляет доцент, к.м.н Жестянникова Елена Ивановна.

e-mail: elena-010@yandex.ru

В студенческом научном кружке при кафедре педиатрии лечебного факультета постоянно занимаются от 7 до 15 человек – студенты лечебного и педиатрического факультета. Занятия в СНО проводятся регулярно 1 раз в месяц. Часто проходят объединенные занятия кафедры педиатрии и кафедры детских болезней с курсом неонатологии (заведующий кафедрой – профессор А.С.Симаходский). Студенты нашей кафедры активно участвуют в работе молодежных научных конференций. Сотрудники кафедры педиатрии традиционно составляют жюри педиатрической секции и участвуют в редактировании молодежных сборников. Подробнее о СНО

 

 

 

 

Сотрудники кафедры

Смирнова Наталия Николаевна – зав. Кафедрой; д.м.н., профессор
Сертификаты: педиатрия, нефрология; пульмонология; педагогика;
Стаж работы по специальности - 50 лет; педагогический 45 лет

Белозерцева Валентина Николаевна – доцент, к.м.н.
Сертификаты: педиатрия, пульмонология, педагогика
Стаж работы по специальности - 45 лет; педагогический 45 лет ;

Куприенко Наталья Борисовна – доцент, к.м.н.
Сертификаты: педиатрия, пульмонология, педагогика
Стаж работы по специальности – 31 год; педагогический 26лет

Афончикова Ольга Леонардовна – доцент, к.м.н.
Сертификаты: педиатрия, пульмонология, педагогика
Стаж работы по специальности - 29 лет; педагогический 21год

Суковатова Ольга Викторовна- доцент, к.м.н.
Сертификаты: педиатрия, пульмонология, педагогика
Стаж работы по специальности - 29 лет; педагогический 24 года

Белякова Алла Васильевна – доцент, к.м.н.
Сертификаты: педиатрия, пульмонология, педагогика, неврология
Стаж работы по специальности - 36 лет; педагогический 25 лет

Печиборщ Александр Зиновьевич – доцент, к.м.н.
Сертификаты: педиатрия, пульмонология, педагогика
Стаж работы по специальности - 42 года; педагогический 37 лет

Жестянникова Елена Ивановна – доцент, к.м.н.
Сертификаты: педиатрия, пульмонология, нефрология, педагогика
Стаж работы по специальности - 35 лет; педагогический 25 лет

Клочко Лидия Алексеевна – доцент, к.м.н.
Сертификаты: педиатрия, нефрология, пульмонология, педагогика
Стаж работы по специальности - 42 года; педагогический 37 лет:

Никольская Татьяна Ивановна – доцент, к.м.н.
Сертификаты: педиатрия. Пульмонология, педагогика
Стаж работы по специальности - 36 лет; педагогический 23 года

Сорока Наталья Дмитриевна – доцент, к.м.н., главный внештатный детский пульмонолог Санкт-Петербурга
Сертификаты: педиатрия, пульмонология, педагогика
Стаж работы по специальности - 46 лет; педагогический 40 лет

Михайлова Ольга Владимировна – доцент, к.м.н.
Сертификаты: кардиология, пульмонология, педиатрия, педагогика
Стаж работы по специальности - 46 лет; педагогический 40 лет:

Шишкина Маргарита Ивановна – доцент, к.м.н.
Сертификаты: педиатрия, пульмонология, педагогика
Стаж работы по специальности - 36 лет; педагогический 29 лет

Никольский Михаил Андреевич – ассистент, к.м.н.
Сертификаты: педиатрия, пульмонология, педагогика
Стаж работы по специальности - 20 лет; педагогический 14 лет

Светлова Зоя Викторовна – ассистент, к.м.н.
Сертификаты: педиатрия, педагогика
Стаж работы по специальности - 23 года; педагогический 15 лет

Лалаян Татьяна Николаевна – ассистент, к.м.н.
Сертификаты: педиатрия, педагогика

Стаж работы по специальности - 20 лет; педагогический 14 лет

Зарубина Галина Михайловна – старший лаборант
Сертификаты: преподаватель 1 кв. категории
Стаж работы: 53 года